Заседание Наблюдательного совета Международного Люксембургского форума
Москва,
- Информация
- Материалы
- Информация
- Материалы
Ведущие международные эксперты в области нераспространения ядерного оружия обсудили актуальные проблемы в области международной безопасности и наметили повестку дня ближайшего будущего
9 декабря в Москве состоялось заседание Наблюдательного совета Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы. В ходе заседания участники, подводя итоги работы Форума за 2008 год и определяя перспективы и приоритеты деятельности на 2009 год, обсудили наиболее актуальные вопросы в сфере нераспространения ядерного оружия и международной безопасности как в мире в целом, так и в наиболее проблемных регионах. В ходе состоявшейся в гостинице «Националь» пресс-конференции представители форума ответили на вопросы российских и зарубежных СМИ. В центре внимания была ядерная программа Ирана.
По мнению президента Люксембургского форума Вячеслава Кантора, сегодня необходимо рассматривать все возможные сценарии развития ситуации вокруг Ирана, не исключая силовые, а также их возможные последствия. «Когда мы говорим о возможном применении силы, как, например, в одном из наших изданий, мы отнюдь не призываем к этому, а пытаемся анализировать, как именно это могло бы быть и что могло бы произойти в том или ином случае. Хотел бы напомнить, что задача Форума - это предотвращение ядерной катастрофы, а не ее провоцирование. Очевидно, что необходим комплексный подход, использование всех методов решения проблемы, включая инновационные. Также нужно помнить о важной роли международного сотрудничества. Только комплексный подход позволит нам достичь цели. И если одна страна-член ООН призывает к уничтожению другой страны, также члена ООН, то мы в этом случае должны напомнить о необходимости сохранения взаимоуважения между государствами. А взаимоуважение - это улица с двусторонним движением».
Член Наблюдательного совета Форума, регулярно принимающий участие в заседаниях его рабочих групп, экс-глава МАГАТЭ Ханс Бликс обосновал сомнения международного сообщества в исключительно мирном характере иранской ядерной программы именно стремлением иранцев развивать технологии и производственные мощности по обогащению урана. «В Швеции более десятка ядерных реакторов, но она импортирует ядерное топливо. То же самое делает и целый ряд других стран, развивающих атомную энергетику. Обогащение урана им невыгодно экономически. Тогда возникает вопрос: если у Ирана в этом нет экономического интереса, значит, есть какой-то другой?». Комментируя перспективы дипломатического урегулирования иранского кризиса, Бликс отметил, что в любом случае «с Ираном надо разговаривать, так как это крупное государство». Он также выразил надежду на то, что новая, демократическая администрация США будет «более творчески» подходить к процессу переговоров с Ираном, чем это делалось до сих пор.
О российской позиции по иранской проблеме высказался экс-глава МИД России и Совета Безопасности РФ Игорь Иванов, заявивший, что «нет никаких оснований полагать, что Россия ведет двойную игру в вопросе по ядерной проблематике Ирана». По его словам, Россия всегда «была одним из сторонников создания того механизма по Ирану, который сейчас существует», и солидарна с позицией других участников переговорного процесса по Ирану.
Член Наблюдательного совета Форума и экс-глава Министерства обороны США Уильям Перри также подчеркнул важность поведения и подходов России для решения вопроса по ядерной программе Ирана. Он уверен, что новая администрация США во главе с вновь избранным президентом Бараком Обамой сделает все возможное, чтобы наладить конструктивный диалог с Россией, в том числе по иранскому вопросу. «В настоящее время существует несколько глобальных угроз, которые нельзя ликвидировать силами одних Соединенных Штатов. Среди них - ядерный терроризм, финансовый кризис, многие другие. В ряду подобных угроз и ядерная программа Ирана. И я думаю, администрация Барака Обамы сделает все возможное, чтобы разорвать порочный круг взаимоотношений с Россией, который сложился в последнее время».
Рольф Экеус, возглавляющий Стокгольмский международный институт изучения проблем мира, отметил, что исходя из своего опыта ведения переговоров с Ираном, необходимо оставлять иранцам некую свободу действий, стимулируя их к объяснению своей позиции. «С учетом ужесточения подходов «пятерки» постоянных членов СБ ООН и Германии, стремящейся оказывать давление на Иран, для иранцев пришло время объяснить свою позицию по ядерной программе. Помимо прочего, их подходы могут объясняться соображениями безопасности. Нельзя рассматривать иранскую ядерную программу в отрыве от ситуации с региональной и международной безопасностью. Как мне представляется, в Иране не столько стремятся создать ядерное оружие, сколько хотят оставить за собой возможность вести работу по его созданию». По мнению Экеуса, очень важно, чтобы вступающий в январе 2009 года в должность Президента США Барак Обама действительно начал переговоры с иранским руководством, как он и обещал сразу после выборов.
Роальд Сагдеев, комментируя ситуацию в целом, добавил, что даже нынешние темпы работ Ирана по обогащению урана настораживают, не говоря уже о возможных перспективах. По его мнению, «вряд ли есть разница в том, будет ли у Ирана 6 или 9 тыс. центрифуг. Имеющееся их количество уже позволяет вести обогащение, необходимое для создания ядерной бомбы за 9 месяцев при существующих темпах работ».
Для обобщения результатов дискуссии участниками было принято решение принять итоговый документ заседания, который будет опубликован после его подготовки и согласования.
Список участников заседания Наблюдательного совета Международного Люксембургского форума
(Москва, 9 декабря 2008 г., отель «Националь» зал Псков)
1 | КАНТОР Вячеслав Владимирович | Президент Международного Люксембургского Форума; доктор наук (Россия). |
2 | АРБАТОВ Алексей Георгиевич | Руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН; член Организационного комитета Международного Люксембургского Форума; член научного совета Московского Центра Карнеги; член-корреспондент РАН (Россия). |
3 | БЕРЛЗ Роберт | Директор Московского представительства и старший советник по России фонда «Инициатива по сокращению ядерной угрозы»; доктор наук (США). |
4 | БЛИКС Ханс | Председатель Международной комиссии по ОМУ (ранее - генеральный директор МАГАТЭ); доктор наук (Швеция). |
5 | ЭКЕУС Рольф | Председатель Совета директоров СИПРИ (ранее - Верховный комиссар по делам национальных меньшинств ОБСЕ); посол (Швеция). |
6 | ДВОРКИН Владимир Зиновьевич | Руководитель Организационного комитета Международного Люксембургского Форума; главный научный сотрудник ИМЭМО РАН; профессор; генерал-майор в отставке (Россия). |
7 | ИВАНОВ Игорь Сергеевич | Профессор МГИМО (У) МИДа РФ (ранее - министр иностранных дел РФ, секретарь Совета Безопасности РФ); доктор наук (Россия). |
8 | ОЗНОБИЩЕВ Сергей Константинович | Директор Института стратегических оценок; член Организационного комитета Международного Люксембургского Форума; профессор МГИМО (У) МИДа РФ (Россия). |
9 | ПЕРРИ Уильям | Профессор Стэнфордского университета (ранее - министр обороны США). |
10 | САГДЕЕВ Роальд Зиннурович | Директор Центра «Восток-Запад» Университета штата Мэриленд; академик РАН (Россия/США). |