Конференция Международного Люксембургского форума «Конференция 2015 г. по рассмотрению действия ДНЯО и проблемы регионального нераспространения ОМУ».
Стокгольм, -
- Программа
- Список участников
- Пресс-релиз
- Итоговая декларация
- Программа
- Список участников
- Пресс-релиз
- Итоговая декларация
9 июня (вторник)
10.00 – 10.30 – Открытие конференции(«Атланта», Всемирный торговый центр АБ в Стокгольме).
В.Кантор – президент Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы, доктор наук (Россия).
10:30 – 12:00 – Первое заседание («Атланта», Всемирный торговый центр АБ в Стокгольме).
Результаты конференции 2015 г. по рассмотрению действия ДНЯО
Ведущий – В.Дворкин, председатель Организационного комитета Международного Люксембургского форума, профессор (Россия).
У.Поттер – директор Центра по изучению проблем нераспространения ОМУ им. Дж. Мартина Монтерейского института международных исследований (США).
В.Орлов – член Консультативного совета при генеральном секретаре ООН по вопросам разоружения, советник ПИР-Центра (Россия).
Дискуссия.
12.15 – 14.00 – Второе заседание.(«Атланта», Всемирный торговый центр АБ в Стокгольме).
Поиск решения иранской ядерной проблемы
Ведущий – А.Арбатов, заместитель председателя Организационного комитета Международного Люксембургского форума, академик РАН (Россия).
С.Миллер – руководитель программы по международной безопасности, главный редактор журнала «Международная безопасность», Институт государственного управления им. Джона Ф. Кеннеди Гарвардского университета (Кембридж, США).
Дискуссия.
15:30 – 17:00 – Третье заседание («Атланта», Всемирный торговый центр АБ в Стокгольме).
Пути выхода из северокорейского ядерного тупика
Ведущий – В.Дворкин, председатель Организационного комитета Международного Люксембургского форума, профессор (Россия).
М.Фитцпатрик – руководитель программы по нераспространению ОМУ и проблемам разоружения Международного института стратегических исследований в Лондоне (США).
В. Есин – ведущий научный сотрудник Института США и Канады РАН, генерал-полковник в отставке (Россия).
Дискуссия.
10 июня (среда)
10:00 – 14:00 – Четвертое заседание («Атланта», Всемирный торговый центр АБ в Стокгольме).
Ведущий – А.Арбатов, заместитель председателя Организационного комитета Международного Люксембургского форума, академик РАН (Россия).
10:00 – 12:00 – Обсуждение заключительного документа.
12:00 – 12:15 – Перерыв на кофе («Лаунж», Всемирный торговый центр АБ в Стокгольме).
12:15 – 14:00 – Продолжение обсуждения заключительного документа
1. КАНТОР Вячеслав Владимирович
Президент Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы; доктор наук (Россия).
2. АРБАТОВ Алексей Георгиевич
Заместитель председателя Организационного комитета Международного Люксембургского форума, руководитель Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН (ранее – заместитель председателя Комитета по обороне Государственной Думы Федерального собрания РФ); академик РАН (Россия).
3. АЛИН Урбан
Спикер Рикстага (Парламент Швеции, ранее – председатель и заместитель председателя Комитета по международным делам Парламента Швеции).
4. БАРАНОВСКИЙ Владимир Георгиевич
Директор Центра ситуационного анализа РАН; академик РАН (Россия).
5. БЛИКС Ханс
Член Наблюдательного совета Международного Люксембургского форума (ранее – генеральный директор Международного агентства по атомной энергии); посол; доктор наук (Швеция).
6. ДВОРКИН Владимир Зиновьевич
Председатель Организационного комитета Международного Люксембургского форума, главный научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН (ранее – начальник 4 Центрального научно-исследовательского института Министерства обороны РФ); профессор; действительный член Академии военных наук и Российской академии космонавтики; генерал-майор в отставке (Россия).
7. ДЬЯКОВ Анатолий Степанович
Исследователь (ранее – директор) Центра по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии; кандидат физико-математических наук (Россия).
8. ЕСИН Виктор Иванович
Ведущий научный сотрудник Института США и Канады РАН (ранее – начальник Главного штаба – первый заместитель Главнокомандующего, Ракетные войска стратегического назначения); генерал-полковник в отставке (Россия).
9. КАЙЛ Шеннон
Старший научный сотрудник и руководитель проекта по ядерным вооружениям программы контроля над вооружениями и нераспространения ОМУ СИПРИ; доктор наук (США).
10. ЛЕВИТ Ариель
Старший научный сотрудник «Фонда Карнеги за международный мир» (ранее – заместитель советника по национальной безопасности и руководитель Отдела по международной безопасности в Министерстве обороны Израиля); доктор наук (Израиль).
11. ЛУКИН Владимир Петрович
Член Наблюдательного совета Международного Люксембургского форума; профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (ранее – уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, председатель Комитета по международным делам и заместитель председателя Государственный Думы ФС РФ, посол Российской Федерации в США); доктор исторических наук (Россия).
12. МИЛЛЕР Стивен
Руководитель программы по международной безопасности, главный редактор журнала «Международная безопасность», член Правления Белферовского центра науки и международных отношений, Институт государственного управления им. Джона Ф. Кеннеди Гарвардского университета (Кембридж, США).
13. ОРЛОВ Владимир Андреевич
Член Консультативного совета при генеральном секретаре ООН по вопросам разоружения; советник ПИР-Центра; руководитель Центра глобальных проблем и международных организаций Дипломатической академии МИД РФ; член официальной российской делегации на Конференция 2015 г. по рассмотрению действия ДНЯО; кандидат политических наук (Россия).
14. ПОТТЕР Уильям
Директор Центра по изучению проблем нераспространения ОМУ им. Дж. Мартина, профессор Монтерейского института международных исследований; доктор наук (США).
15. САЖИН Владимир Игоревич
Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН; профессор (Россия).
16. ТАННЕР Фред
Старший советник генерального секретаря ОБСЕ (ранее – директор Женевского центра политики безопасности); посол (Швейцария).
17. ФЕДЧЕНКО Виталий
Старший исследователь программы европейской безопасности СИПРИ (Россия).
18. ФИТЦПАТРИК Марк
Руководитель программы по нераспространению ОМУ и проблемам разоружения Международного института стратегических исследований в Лондоне (США).
19. ЭКЕУС Рольф
Член Наблюдательного совета Международного Люксембургского форума (ранее – Верховный комиссар по делам национальных меньшинств ОБСЕ, председатель Совета директоров СИПРИ); посол (Швеция).
20. ЭНТОНИ Иан
Директор СИПРИ; доктор наук (Великобритания).
Наблюдатели
21. ЕВСЕЕВ Владимир Валерьевич
Заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ, старший научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН; кандидат технических наук (Россия).
22. ТАНБОРГ Анника
Заместитель директора Департамента по разоружению и нераспространению ОМУ Министерства иностранных дел Швеции; доктор наук (Швеция).
Эксперты Люксембургского форума проанализировали итоги Обзорной конференции по рассмотрению ДНЯО и состояние подготовки Всеобъемлющего соглашения «шестёрки» с Ираном
9-10 июня 2015 года в Стокгольме состоялась конференция Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы под названием «Конференция 2015 года по рассмотрению действия ДНЯО и проблемы регионального нераспространения ОМУ».
Участники конференции обсудили результаты Конференции 2015 года по рассмотрению действия ДНЯО, которая прошла с 27 апреля по 22 мая этого года, проанализировали содержание предстоящего соглашения с Ираном, а также пути выхода из северокорейского ядерного тупика.
В число участников конференции вошли президент Люксембургского форума Вячеслав Кантор, члены Наблюдательного совета Люксембургского форума: бывший генеральный директор МАГАТЭ Ханс Бликс, ранее – Верховный комиссар по делам национальных меньшинств ОБСЕ и председатель Совета директоров Стокгольмского института исследования проблем мира (СИПРИ) Рольф Экеус, профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», ранее посол России в США, председатель Комитета по международным делам и зампредседателя Государственный Думы ФС РФ Владимир Лукин; старший советник Генерального секретаря ОБСЕ Фред Таннер, спикер Рикстага (Парламент Швеции), ранее председатель Комитета по международным делам Парламента Швеции Урбан Алин, директор СИПРИ Иан Энтони, руководитель программы по нераспространению ОМУ и проблемам разоружения Международного института стратегических исследований в Лондоне Марк Фитцпатрик, директор Центра по изучению проблем нераспространения ОМУ им. Дж. Мартина, профессор Монтерейского института международных исследований Уильям Поттер, председатель Оргкомитета Люксембургского форума, главный научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Владимир Дворкин, а также многие другие эксперты по ядерному нераспространению и разоружению, представители авторитетных международных организаций, занимающихся решением проблем контроля над вооружениями и предотвращения ядерного распространения.
Открывая мероприятие, президент Люксембургского форума Вячеслав Кантор подчеркнул, что время проведения конференции планировалось с расчётом на то, чтобы проанализировать итоги очередной Обзорной конференции по рассмотрению ДНЯО, а также на то, что будут с достаточной ясностью очерчены окончательные пункты Всеобъемлющего соглашения «шестёрки» с Ираном.
Однако, по словам Вячеслава Кантора, конференция не смогла принять итоговый документ. Основным камнем преткновения, при этом, в ходе дискуссий стал вопрос о созыве конференции по созданию на Ближнем Востоке зоны, свободной от оружия массового уничтожения.
«Я не могу сейчас оценить последствия этого события, - отметил президент Люксембургского форума. – Очевидно, что это не укрепляет режим ядерного нераспространения. Но в какой степени Договор о нераспространении останется устойчивым, или ему угрожает сильное ослабление вплоть до разрушения, нам предстоит оценить».
«По результатам нашего анализа мы, надеюсь, сможем выработать рекомендации по дальнейшим шагам, направленным на сохранение и укрепление режима ядерного нераспространения», - добавил Кантор.
Президент Люксембургского форума подчеркнул, что вопрос создания на Ближнем Востоке зоны, свободной от ОМУ, эксперты Форума неоднократно анализировали на своих мероприятиях, причём именно в итоговых документах по итогам конференций Люксембургского форума эксперты рекомендовали достаточно гибкие формулировки. «Предлагалось подойти к решению этой проблемы поэтапно и сначала освободить этот регион от химического и биологического оружия, а на последующих этапах рассматривать и ядерное оружие, но только после нормализации военно-политической обстановки», - заявил Вячеслав Кантор.
Следует отметить, что традиционно, по итогам мероприятия будет подготовлен заключительный документ, содержащий основные выводы и рекомендации, который после окончания конференции будет направлен главам государств, официальным лицам и руководителям авторитетных международных организаций.
Настоящее мероприятие Люксембургского форума – уже двадцатое по счёту мероприятие организации. Ранее мероприятия форума проводились во многих мировых столицах – Москве, Риме, Вене, Стокгольме, Вашингтоне, Берлине, Праге, Варшаве.
Участники Конференции выражают глубокую озабоченность в связи с острым многогранным кризисом всей системы и процесса ядерного разоружения, контроля над вооружениями, нераспространения ОМУ и общим состоянием глобальной и региональной безопасности.
Самым последним проявлением этого кризиса является бесплодное завершение Конференции 2015 г. по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и ее неспособность принять на основе консенсуса заключительный документ. Хотя непосредственной причиной неудачи конференции служат разногласия относительно рекомендаций по созыву Конференции о создании на Ближнем Востоке зоны, свободной от оружия массового уничтожения, эта неудача коренится в существенных разногласиях между государствами-участниками ДНЯО по поводу вызовов ядерного распространения и разоружения и путей их преодоления. Процесс рассмотрения действия ДНЯО также страдает от наличия ряда внутренних и внешних проблем.
Переговоры в отношении нового договора о стратегических наступательных вооружениях (СНВ) зашли в тупик, так же как и переговоры по системам противоракетной обороны, системам обычных наступательных вооружений большой дальности и тактическому ядерному оружию. Переговоры о запрещении производства расщепляющихся материалов (ДЗПРМ) и предотвращении размещения оружия в космическом пространстве также заблокированы. Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) не вступил в законную силу спустя почти два десятилетия после его подписания. Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД) подвергается нарастающей критике в США и России. Программа Совместного уменьшения угрозы и другие многосторонние совместные усилия по обеспечению безопасности в сфере ядерных материалов были свернуты. Россия не планирует участвовать в саммите по ядерной безопасности в 2016 г. Отсутствует прогресс по многостороннему контролю над ядерным оружием, в том числе и среди пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН. Не были приняты многие предложения по усилению режима ДНЯО.
1) Договор о нераспространении ядерного оружия остается краеугольным камнем режима, созданного для предотвращения дальнейшего распространения ядерного оружия и содействия ядерному разоружению в качестве основы международной безопасности как в глобальном, так и региональных контекстах.
Участники Люксембургского форума глубоко проанализировали дискуссии и итоги завершившейся недавно Конференции 2015 г. по рассмотрению действия ДНЯО. Они выразили глубокое сожаление по поводу неспособности конференции подготовить на основе консенсуса заключительный документ, но в то же время приветствовали позитивные достижения, достигнутые в ходе последнего цикла рассмотрения действия ДНЯО.
Признавая сложность существующей в настоящее время международной политической обстановки, участники Люксембургского форума, тем не менее, выражают надежду, что позитивные изменения в глобальной политике будут способствовать существенному прогрессу в деле реализации пунктов Плана действий, принятого на Конференции 2010 г. по рассмотрению действия ДНЯО. Они настоятельно призывают добиваться прогресса по всем трем основополагающим блокам Договора о нераспространении ядерного оружия. Эти идеи получили практически всеобщую поддержку на Конференции 2015 г. по рассмотрению действия ДНЯО, о чем свидетельствует почти достигнутый консенсус по проекту заключительного документа. Участники Люксембургского форума призвали все заинтересованные стороны оказать поддержку новым усилиям в этом направлении.
Участники Люксембургского форума отмечают растущую международную поддержку Инициативы по гуманитарным последствиям применения ядерного оружия, созданию рабочей группы открытого состава для определения и разработки эффективных мер по полному осуществлению Статьи VI ДНЯО и содействию образования в области разоружения и нераспространения ОМУ. Участники Люксембургского форума также призвали оставшиеся восемь государств, перечисленных в Приложении II, незамедлительно подписать и ратифицировать Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, не ожидая того, чтобы это сделало какое-либо другое государство.
Участники одобрили достигнутый за последние годы прогресс в областях ядерной безопасности, охраны ядерных материалов и объектов и призвали к достижению дальнейшего прогресса в этих областях. Они призывают к возобновлению двустороннего сотрудничества между США и Россией по вопросам ядерной безопасности и к продолжению многосторонних усилий в этой области, включая шаги по предотвращению ядерного терроризма и прекращению передачи и утечки ядерных материалов и технологий негосударственным субъектам.
Они поддерживают усиление транспарентности государственных программ атомной энергетики для обеспечения уверенности в мирном характере таких программ и применения передовых методов в областях ядерной безопасности, охраны ядерных материалов и объектов и защиты окружающей среды.
Участники Люксембургского форума настоятельно призывают все стороны воздерживаться от провокационных действий с использованием как ядерных, так и обычных сил, которые могли бы привести к катастрофам и неумышленной эскалации.
2) Вышеназванные меры следует осуществлять параллельно следующим важным усилиям по разоружению:
· устранение разногласий по поводу соблюдения Договора о РСМД для сохранения этого важного договора по разоружению;
· строгое соблюдение нового Договора (2010 г.) о СНВ;
· возобновление американо-российских переговоров по последующему соглашению об ограничении стратегических вооружений, включая существенное ограничение систем обычных высокоточных вооружений большой дальности;
· возобновление переговоров о мерах по укреплению доверия и возможных элементах сотрудничества по системам и проектам стратегической противоракетной обороны США и России;
· инициирование консультаций по охвату и методам ограничения тактических ядерных вооружений;
· приложение усилий для преодоления длительного тупика в области Договора о запрещении производства расщепляющихся материалов и документа о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве;
· содействие большей транспарентности в отношении ядерных арсеналов и программ государств, обладающих ядерным оружием.
3) Участники обсудили осуществляемые в настоящее время дипломатические усилия по преодолению вызовов, связанных с ядерной программой Ирана. Они изучили как достоинства, так и недостатки основы Совместного всеобъемлющего плана действий, представленной в Лозанне в апреле 2015 г.
Они подчеркнули важность скорейшего дипломатического решения этой острой проблемы для режима нераспространения ОМУ, в рамках которого Иран мог бы безотлагательно предоставить международному сообществу убедительные доказательства мирного характера своих намерений в ядерной области в ответ на нормализацию своего международного статуса. Участники отметили важность наличия эффективной программы проверки и мер транспарентности, включая Дополнительный протокол (1997 г.) и другие согласованные договоренности и меры, выходящие за пределы обычных гарантий МАГАТЭ. Они подчеркнули необходимость принятия действенных положений по снятию санкций Совета Безопасности ООН и отметили важность получения ответов на оставшиеся у МАГАТЭ вопросы о прошлой ядерной деятельности (в особенности, на вопрос о возможных военных аспектах).
Они также подчеркнули необходимость поощрения Ирана к соблюдению условий соглашения путем постепенного смягчения санкций, увязанного с выполнением им своих обязательств в ядерной сфере по этому соглашению. Желательно также обеспечить международную поддержку любым усилиям Ирана по применению передовых методов в программах атомной энергетики. Кроме того, договаривающиеся стороны должны сформулировать все положения будущего соглашения наиболее точным образом, с тем, чтобы свести к минимуму возможность противоречащих друг другу толкований.
4) Участники также подробно обсудили ядерную проблему КНДР. Они выразили глубокую озабоченность в связи с зашедшими в тупик шестисторонними переговорами по ядерному оружию КНДР и расширением ее ядерно-оружейных и ракетных программ на фоне периодической эскалации политической напряженности и ядерных угроз на Корейском полуострове. Провал в достижении дипломатического урегулирования ядерной проблемы КНДР подрывает региональную стабильность в Северо-Восточной Азии и наносит ущерб глобальному режиму ядерного нераспространения.
Участники конференции рекомендовали пятерке официальных ядерных держав инициировать консультации по этому важнейшему вопросу с целью выработки общей позиции с учетом интересов безопасности всех соответствующих государств. Необходимо приложить усилия для того, чтобы убедить Южную Корею и Японию избегать действий, дающих импульс дальнейшему распространению ОМУ в регионе. Конечной стратегической целью дипломатии в отношении КНДР остается денуклеаризация Корейского полуострова, возвращение КНДР в ДНЯО и восстановление гарантий МАГАТЭ. В нынешней неблагоприятной дипломатической обстановке представляется целесообразным добиваться принятия пакета промежуточных мер, направленных на стабилизацию ситуации и ограничение ядерного потенциала КНДР. Такие меры могли бы включать в себя следующее:
· минимизация риска применения ядерного оружия;
· воздержание от любых провокационных военных действий;
· прекращение дальнейших ядерных испытаний;
· прекращение дальнейших испытаний и разработки ракет;
· прекращение производства ядерных материалов оружейного качества и ядерных взрывных устройств;
· предотвращение распространения ядерных и ракетных материалов и технологий.
Для того, чтобы побудить Северную Корею к сотрудничеству в деле осуществления указанных выше мер и способствовать ее участию в создании регионального режима безопасности в Северо-Восточной Азии, следует продумать ряд мер: предоставление гуманитарной и экономической помощи, смягчение санкций и предоставление гарантий безопасности.
Если эти усилия окажутся безрезультатными, то Совету Безопасности ООН следует рассмотреть все иные варианты.
Эти и другие важные вопросы ядерного нераспространения и разоружения будут и впредь обсуждаться на будущих встречах Люксембургского форума.
Участники конференции Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы
1. | КАНТОР | Президент Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы; доктор наук (Россия). |
2. | АРБАТОВ | Заместитель председателя Организационного комитета Международного Люксембургского форума, руководитель Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН (ранее – заместитель председателя Комитета по обороне Государственной Думы Федерального собрания РФ); академик РАН (Россия). |
3. | БАРАНОВСКИЙ | Директор Центра ситуационного анализа РАН; академик РАН (Россия). |
4. | БЛИКС | Член Наблюдательного совета Международного Люксембургского форума (ранее – генеральный директор Международного агентства по атомной энергии); посол; доктор наук (Швеция). |
5. | ДВОРКИН | Председатель Организационного комитета Международного Люксембургского форума, главный научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН (ранее – начальник 4 Центрального научно-исследовательского института Министерства обороны РФ); профессор; генерал-майор в отставке (Россия). |
6. | ДЬЯКОВ | Исследователь (ранее – директор) Центра по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии; кандидат физико-математических наук (Россия). |
7. | ЕСИН | Ведущий научный сотрудник Института США и Канады РАН (ранее – начальник Главного штаба – первый заместитель Главнокомандующего, Ракетные войска стратегического назначения); генерал-полковник в отставке (Россия). |
8. | КАЙЛ | Старший научный сотрудник и руководитель проекта по ядерным вооружениям программы контроля над вооружениями и нераспространения ОМУ СИПРИ; доктор наук (США). |
9. | ЛЕВИТ | Старший научный сотрудник «Фонда Карнеги за международный мир» (ранее – заместитель советника по национальной безопасности и руководитель Отдела по международной безопасности в Министерстве обороны Израиля); доктор наук (Израиль). |
10. | ЛУКИН | Член Наблюдательного совета Международного Люксембургского форума; профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (ранее – уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, председатель Комитета по международным делам и заместитель председателя Государственный Думы ФС РФ, посол Российской Федерации в США); доктор исторических наук (Россия). |
11. | МИЛЛЕР | Руководитель программы по международной безопасности, главный редактор журнала «Международная безопасность», член Правления Белферовского центра науки и международных отношений, Институт государственного управления им. Джона Ф. Кеннеди Гарвардского университета (Кембридж, США). |
12. | ОЗНОБИЩЕВ | Заместитель председателя Организационного комитета Международного Люксембургского форума; директор Института стратегических оценок; профессор МГИМО (У) МИД России (ранее – начальник Организационно-аналитического управления РАН); действительный член Российской академии космонавтики (Россия). |
13. | ОРЛОВ | Член Консультативного совета при генеральном секретаре ООН по вопросам разоружения; советник ПИР-Центра; руководитель Центра глобальных проблем и международных организаций Дипломатической академии МИД РФ; член официальной российской делегации на Конференция 2015 г. по рассмотрению действия ДНЯО; кандидат политических наук (Россия). |
14. | ПОТТЕР | Директор Центра по изучению проблем нераспространения ОМУ им. Дж. Мартина, профессор Монтерейского института международных исследований; доктор наук (США). |
15. | САЖИН | Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН; профессор (Россия). |
16. | ТАННЕР | Старший советник генерального секретаря ОБСЕ (ранее – директор Женевского центра политики безопасности); посол (Швейцария). |
17. | ФЕДЧЕНКО | Старший исследователь программы европейской безопасности СИПРИ (Россия). |
18. | ФИТЦПАТРИК | Руководитель программы по нераспространению ОМУ и проблемам разоружения Международного института стратегических исследований в Лондоне (США). |
19. | ЭКЕУС | Член Наблюдательного совета Международного Люксембургского форума (ранее – Верховный комиссар по делам национальных меньшинств ОБСЕ, председатель Совета директоров СИПРИ); посол (Швеция). |
20. | ЭНТОНИ | Директор СИПРИ; доктор наук (Великобритания). |