Декларация Наблюдательного совета Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы
К НОВЫМ ДОСТИЖЕНИЯМ В ОБЛАСТИ НЕРАСПРОСТРАНЕНИЯ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ И КОНТРОЛЯ НАД ВООРУЖЕНИЯМИ
ДЕКЛАРАЦИЯ
Наблюдательного совета Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы
10-11 декабря 2013 г., г. Варшава
Члены Наблюдательного совета Международного Люксембургского форума одобряют деятельность Форума в 2013 г. и поддерживают усилия по поиску путей укрепления режима нераспространения, включая рассмотрение безопасных пределов ядерной толерантности, состоявшееся на конференции Форума в Монтрё в мае 2013 г.
Хотя общая ситуация в области контроля над ядерным оружием и его нераспространения не соответствовала надеждам и ожиданиям, которые возникли в 2009-2010 гг. после успешных переговоров о новом ДСНВ, две недавние попытки урегулирования ситуации в связи с Сирией и Ираном, дают основания для осторожного оптимизма в отношении будущего международного сотрудничества в этих критически важных областях.
1. Первое событие, внушающее оптимизм – это заключенная Соединенными Штатами Америки и Российской Федерацией в сентябре 2013 г. Рамочная договоренность по уничтожению сирийского химического оружия.
Мы считаем особенно важным, что Сирия присоединилась к Конвенции о запрещении химического оружия и содействует выполнению упомянутой Рамочной договоренности.
2. В отношении иранской ситуации члены Наблюдательного совета единогласно поддерживают Совместный план действий, выработанный «шестеркой» (5+1) на переговорах в Женеве 24 ноября 2013 г., в качестве первого шага к мирному урегулированию вызывающих резкие разногласия проблем вокруг иранской ядерной программы. Разногласия по этому вопросу в международном сообществе были, в последнее десятилетие, одним из основных источников напряженности во всем мире, угрозы нового военного конфликта в регионе, опасности дезинтеграции режима и подрыва процесса ядерного нераспространения.
Члены Наблюдательного совета придают особое значение обязательствам Ирана:
· предоставить МАГАТЭ конкретную информацию, включая данные о планах Ирана в отношении ядерных объектов и деятельности в ядерной области;
· не обогащать уран свыше 5% в течение шести месяцев;
· не продвигаться далее в своей деятельности на установке по обогащению топлива в Натанзе, на объекте в Фордо и на реакторе в Араке;
· не создавать новых мест для обогащения и не сооружать установок по переработке ядерных материалов;
· из существующего объема урана, обогащенного до 20%, часть перевести в форму оксида, а часть обеднить до уровня не более чем 5%.
Члены Наблюдательного совета одобряют решение Евротройки+3, в ответ на обязательство Ирана приостановить дальнейшее снижение объемов продаж иранской сырой нефти, позволить нынешним клиентам Ирана покупать сырую нефть в существующих средних объемах, дав возможность возвращать в Иран согласованный объем выручки, ранее удерживавшийся за рубежом.
Члены Наблюдательного совета также поддерживают решение Евротройки+3 о том, чтобы не вводить в отношении Ирана новых санкций со стороны Совета Безопасности ООН либо ЕС, связанных с ядерной деятельностью.
С началом наметившегося конструктивного взаимодействия начали реализовываться на практике многие из выдвинутых ранее Люксембургским форумом рекомендаций и предложений Наблюдательного совета Форума о мирном поэтапном решении этой проблемы. Столь позитивные первые шаги стали возможны исключительно благодаря единой позиции Евротройки+3, а также эффективным экономическим санкциям со стороны Соединенных Штатов и Европейского Союза, которые усилили санкции, введенные в предшествующие годы Советом Безопасности ООН. Это должно послужить примером на будущее в отношении любых других государств, которые нарушат ДНЯО или соглашения о гарантиях с МАГАТЭ.
Тем не менее, подписанное соглашение имеет ряд недостатков:
· обогатительный комплекс в Фордо не будет закрыт, хотя он строится глубоко в горном массиве, что указывает на его военную роль;
· Иран не взял на себя твердого обязательства ратифицировать Дополнительный протокол 1997 г. к соглашению о гарантиях МАГАТЭ;
· инспекторы МАГАТЭ не получили недвусмысленного подтверждения права доступа на объект в Парчине, где в прошлом проводились эксперименты, связанные с ядерным оружием;
· нет упоминаний об урегулировании с МАГАТЭ вопросов о прошлой ядерной деятельности Ирана;
· нет упоминаний об ограничении ракетных программ Ирана, которые были одним из предметов прошлых резолюций Совета Безопасности ООН;
· не предусмотрено никаких ограничений на увеличение объема урана, обогащенного до 5%, наличие которого не обосновано потребностями развития мирной энергетики или науки.
Кроме того, вызывает обеспокоенность то, что вскоре после подписания данного соглашения иранские официальные лица начали давать искаженную трактовку его положений, в том числе – имеющих отношение к строительству реактора в Араке и уведомлением МАГАТЭ о связанных с ядерной деятельностью объектах.
3. Рассматривая Совместный план действий как важный первый шаг, члены Наблюдательного совета призывают Евротройку+3 и Иран заключить окончательное соглашение не позднее, чем в согласованные сроки.
В окончательном соглашении следует учесть соответствующие резолюции Совета Безопасности ООН, принятые в период с 2006 по 2010 гг., и преодолеть указанные выше недостатки и иные опасения:
· Иран должен взять на себя обязательства приостановить все работы, связанные с переработкой, тяжелой водой или обогащением, которые не оправданы потребностями развития его мирной энергетики или науки, и не создавать новых объектов для таких видов деятельности;
· Иран должен осуществить меры, которые требует Совет управляющих МАГАТЭ для урегулирования вопросов, связанных с прошлой деятельностью Ирана в ядерной области. Иран не должен подвергаться новым санкциям за возможные прошлые нарушения гарантий МАГАТЭ;
· Иран должен ратифицировать Дополнительный протокол 1997 г. или взять на себя имеющие юридическую силу обязательства по соблюдению его положений в качестве неотъемлемой части окончательного соглашения;
· Иран должен отказаться от любой деятельности, связанной с баллистическими ракетами, способными нести ядерные боеголовки;
· в качестве государства-участника ДНЯО Иран имеет право на обогащение урана и переработку, но только в строгом соответствии с его потребностями в мирной ядерной энергетике, науке или медицине;
· в ответ на принятие и выполнение Ираном всех вышеуказанных положений все нынешние санкции, связанные с ядерной деятельностью Ирана, должны быть сняты, и Ирану должно быть оказано полное содействие в развитии мирной ядерной энергетики в соответствии с положениями ДНЯО.
Женевскую конференцию по созданию на Ближнем Востоке зоны свободной от оружия массового уничтожения следует созвать после успешного урегулирования сирийского и иранского кризисов, начав с рассмотрения возможности создания зоны, свободной от химического и биологического оружия, при должном внимании к обеспечению безопасности всех участвующих государств.
4. Члены Наблюдательного совета с сожалением отмечают, что российско-американские переговоры по ядерному разоружения по-прежнему находятся в тупике после успешного подписания и ратификации нового ДСНВ в 2010-2011 гг. Есть надежда, что, опираясь на успешное сотрудничество по указанным выше сирийскому и иранскому вопросам, США и Россия смогут возобновить этот процесс. В этом контексте:
· переговоры о последующем ДСНВ, который бы обеспечил среди прочего следующий этап сокращений стратегических вооружений ниже предельных значений, установленных в новом ДСНВ, должны быть продолжены без каких-либо необоснованных задержек;
· США и России следует начать переговоры об ограничениях и мерах укрепления доверия в связи с развитием высокоточных неядерных системам оружия большой дальности;
· с целью укрепления стратегической стабильности сторонам следует договориться о мерах укрепления доверия и транспарентности в связи с развитием систем стратегической противоракетной обороны, а также о возможных согласованных географических и технических ограничениях при разработке и развертывании таких систем;
· одновременно, в качестве первого шага, обеим сторонам следует выработать меры укрепления доверия и транспарентности в отношении запасов нестратегического ядерного оружия.
5. Соединенным Штатам Америки и России следует привлекать другие страны, обладающие ядерным оружием с целью достижения прозрачности и укрепления доверия в сфере ядерных вооружений, а также их дальнейшего ограничения.
6. Опираясь на прогресс по иранской ядерной проблеме, следует интенсифицировать шестисторонние переговоры по ядерному оружию Северной Кореи и ее ядерной программе с целью полной денуклеаризации Корейского полуострова.
7. Великие державы и все заинтересованные региональные государства должны интенсифицировать сотрудничество в области контртеррористической деятельности с учетом дестабилизирующих процессов в арабском мире и потенциальных последствий планируемого вывода сил НАТО из Афганистана в 2014 г.
Члены Наблюдательного совета Международного
Люксембургского форума
КАНТОР Вячеслав Владимирович | Президент Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы, доктор наук. |
ЛАВЕРОВ Николай Павлович | Член Президиума Российской академии наук (ранее – заместитель председателя Совета Министров СССР, председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике), академик РАН. |
ПЕРРИ Уильям | Профессор Стэндфордского университета (ранее – министр обороны США). |
ЭВАНС Гарет | Председатель правления Австралийского национального университета (ранее – сенатор и член парламента, министр иностранных дел Австралии). |