Итоговая декларация круглого стола Люксембургского форума «На пути к прогрессу в контроле над ядерным оружием, разоружении и нераспространении оружия массового уничтожения»

НА ПУТИ К ПРОГРЕССУ В КОНТРОЛЕ НАД ЯДЕРНЫМ ОРУЖИЕМ, РАЗОРУЖЕНИИ И НЕРАСПРОСТРАНЕНИИ

ОРУЖИЯ МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ

ДЕКЛАРАЦИЯ

10-11 июня 2014 г., Женева

Мы, представители четырнадцати организаций – участники Круглого стола, собравшиеся под эгидой Международного Люксембургского Форума по предотвращению ядерной катастрофы, настоящим выражаем глубокую обеспокоенность текущей ситуацией в сфере международной безопасности, ядерного разоружения, контроля над вооружениями и нераспространения ОМУ.

Мы признаем, что нынешний кризис на Украине и вокруг нее существенно ухудшил отношения между Россией и Западом, но считаем, что ситуация в области ядерного разоружения и контроля над вооружениями зашла в тупик уже к 2011 г.

Мы полагаем, что основная причина этого тупика заключается в том, что Россия и Соединенные Штаты Америки/НАТО все больше расходились во взглядах на вопросы, касающиеся стратегической стабильности. В частности, у сторон имеются разногласия по таким важным вопросам, как роль новых систем противоракетной обороны (ПРО), стратегических высокоточных вооружений в обычном оснащении, стратегических и тактических ядерных вооружений, влияния других стран-обладательниц ядерного оружия, распространения ОМУ и ракетных технологий на стратегическую стабильность, а также на региональный баланс в области обычных вооружений.

Эта угрожающая ситуация еще больше усугубляется расхождениями между другими важными глобальными и региональными игроками в восприятии проблем и приоритетов в сфере безопасности.

Мы призываем к тому, чтобы нынешний украинский кризис был безотлагательно урегулирован путем многосторонних усилий по деэскалации насилия и прекращению огня под всеобъемлющим мониторингом ОБСЕ, воссоздания украинского государства, включая политический диалог между центральным правительством и мятежными регионами при содействии и посредничестве ОБСЕ, других компетентных международных организаций и государств.

Ситуация на Украине и иные тенденции, указанные выше, предполагают тем большую важность сохранения и укрепления механизмов контроля над вооружениями, разоружения и соглашений по нераспространению ОМУ. Следует срочно предпринять усилия, чтобы возродить двустороннее и многостороннее сотрудничество по этим вопросам.

Обсудив эти темы на Круглом столе в Женеве, для содействия этому процессу мы предлагаем реализовать пакет краткосрочных, но существенных мер, которые должны быть инициированы ключевыми государствами без дальнейшего промедления:

  • Сохранение ключевых договоров и режимов контроля над ядерными вооружениями и нераспространения ОМУ, прежде всего, Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), нового Договора о стратегических наступательных вооружениях (СНВ) и Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.
  • Ускорение реализации нового Договора о СНВ путем сокращения вооружений к 2016 г., вместо 2018 г., до согласованных предельных уровней и, благодаря этому, улучшение перспектив заключения последующего договора о СНВ, который бы предусматривал дальнейшие существенные сокращения ядерных вооружений, а также нахождение компромисса по проблемам ПРО, тактических ядерных вооружений и стратегических вооружений в обычном оснащении.
  • В целях обеспечения успешного проведения Конференции по рассмотрению действия ДНЯО в 2015 г. мы рекомендуем полностью выполнить План действий и рекомендации Конференции 2010 г. по рассмотрению действия ДНЯО, включая:

· Уменьшение роли ядерных вооружений в военных доктринах всех стран-обладательниц ядерного оружия, а также военных альянсов.

· Создание стимулов для принятия Дополнительного протокола к Соглашениям с МАГАТЭ о всеобъемлющих гарантиях в качестве стандарта для контроля по ДНЯО при совместной поддержке неядерных и обладающих ядерным оружием государств на предстоящей Конференции 2015 г. по рассмотрению действия ДНЯО.

· Укрепление многосторонних подходов к ядерному топливному циклу посредством гарантий предоставления услуг топливного цикла на недискриминационной основе всем государствам, использующим атомную энергию в мирных целях под всеобъемлющими гарантиями МАГАТЭ и в соответствии с Дополнительным протоколом 1997 г.

· Поддержка полного выполнения резолюции о создании на Ближнем и Среднем Востоке зоны, свободной от ядерного оружия и других видов ОМУ и систем их доставки, принятой на Конференции 1995 г. по рассмотрению и продлению действия ДНЯО, и созыва конференции по созданию этой зоны, как предписано этой резолюцией.

· Поощрение скорейшего заключения всеобъемлющего соглашения между «шестеркой» международных посредников и Ираном в соответствии с Совместным планом действий, подписанным в ноябре 2013 г., чтобы обеспечить уверенность в исключительно мирном использовании Ираном атомной энергии в соответствии с ДНЯО под всеобъемлющими гарантиями МАГАТЭ и в рамках Дополнительного протокола.

· Обращение к восьми оставшимся в Приложении II к Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний государствам – Египту, Израилю, Индии, Ирану, Китаю, КНДР, Пакистану, Соединенным Штатам Америки с тем, чтобы они как можно скорее подписали и ратифицировали этот Договор с целью обеспечения его скорейшего вступления в силу.

Данные предложения будут представлены политическому руководству ведущих государств и международных организаций.

Участники Круглого стола Международного Люксембургского форума

по предотвращению ядерной катастрофы

1.

Президент Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы, доктор наук (Россия).

КАНТОР

Вячеслав Владимирович

2.

Член Российского Совета по международным делам, заместитель председателя Организационного комитета Международного Люксембургского форума, руководитель Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН (ранее – заместитель председателя Комитета по обороне Государственной Думы Федерального собрания РФ), академик РАН (Россия).

АРБАТОВ

Алексей Георгиевич

3.

Член Пагуошского совета, директор женевской штаб-квартиры Пагуошского движения (ранее – директор по специальным проектам Организации по запрещению химического оружия), посол (Россия).

БАЦАНОВ

Сергей

Борисович

4.

Член Наблюдательного совета Международного Люксембургского форума (ранее – генеральный директор МАГАТЭ), посол, доктор наук (Швеция).

БЛИКС

Ханс

5.

Председатель Организационного комитета Между-народного Люксембургского форума, главный научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, профессор, генерал-майор в отставке (Россия).

ДВОРКИН

Владимир Зиновьевич

6.

Президент Пагуошского движения (ранее – заместитель Генерального секретаря ООН по проблемам разоружения), посол (Шри-Ланка).

ДХАНАПАЛА Джаянта

7.

Соучредитель и директор Сети европейских лидеров, доктор наук (Великобритания).

КЕАРНС

Иан

8.

Генеральный секретарь Пагуошского движения, профессор физики Миланского университета (Италия).

КОТТО-РАМУЗИНО

Паоло

9.

Член Наблюдательного совета Международного Люксембургского форума, член Президиума Российской академии наук, (ранее – заместитель председателя Совета Министров СССР), академик РАН (Россия).

ЛАВЕРОВ

Николай

Павлович

10.

Руководитель Евро-Атлантической инициативы в области безопасности, профессор Колумбийского университета (США).

ЛЕГВОЛД

Роберт

11.

Член движения «Глобальный ноль», член Исполнительного совета Сети европейских лидеров, Почетный Президент Национального комитета обороны Франции (ранее – Командующий противовоздушной обороной французских военно-воздушных сил, военный советник премьер-министра Франции), генерал в отставке (Франция).

НОРЛЭЙН Бернард

12.

Старший научный сотрудник Атлантического совета (ранее директор Московского центра Карнеги, США).

НУРИК

Роберт

13.

Заместитель председателя Организационного комитета Международного Люксембургского форума, директор Института стратегических оценок, профессор МГИМО (У) МИД России (ранее – начальник Организационно-аналитического управления РАН), действительный член Российской академии космонавтики (Россия).

ОЗНОБИЩЕВ

Сергей Константинович

14.

Президент ПИР-Центра, директор Российского центра политических исследований в Женеве, член официальной российской делегации на Конференция 2010 г. по рассмотрению действия ДНЯО, кандидат политических наук (Россия).

ОРЛОВ

Владимир Андреевич

15.

Директор программы по контролю над вооружениями и инициативы в области нераспространения ОМУ Брукингского института (ранее – посол США на Украине), посол (США).

ПАЙФЕР

Стивен

16.

Вице-президент по исследованиям проблем глобальной безопасности и экономического развития, директор программы по проблемам нераспространения ОМУ «Фонда Карнеги за международный мир», доктор наук (США).

ПЕРКОВИЧ Джордж

17.

Директор Центра по изучению проблем нераспространения ОМУ им. Дж. Мартина, профессор Монтерейского института международных исследований, доктор наук (США).

ПОТТЕР

Уильям

18.

Руководитель программы по разоружению, контролю над вооружениями и нераспространению ОМУ Стокгольмского международного института исследований проблем мира (ранее – руководитель департамента по контролю и координации политики в области безопасности, координатор многосторонних подходов к созданию ядерного топливного цикла, МАГАТЭ), доктор наук (Канада).

РАУФ

Тарик

19.

Руководитель программы по нераспространению ОМУ и проблемам разоружения Международного института стратегических исследований в Лондоне (США).

ФИТЦПАТРИК Марк

20.

Член Совета директоров фонда «Инициатива по снижению ядерной угрозы» (ранее – командующий Объединенного стратегического командования ВС США); генерал в отставке (США).

ХЭБИГЕР

Юджин

21.

Член Наблюдательного совета Международного Люксембургского форума, член Совета директоров фонда «Инициатива по снижению ядерной угрозы» (ранее – Верховный комиссар по делам национальных меньшинств ОБСЕ, председатель Совета директоров СИПРИ), посол (Швеция).

ЭКЕУС

Рольф

Названия организаций приведены для обозначения места работы участников конференции.