«Это будет страшная война»: академик описал сценарий мирового конфликта
Алексей Арбатов | #СМИ
Алексей Арбатов, академик, Руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, зампредседатель Оргкомитета Международного Люксембургского форума
Иран выйдет из Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), если европейские страны не смогут сохранить соглашение по иранской ядерной программе, которое покинули США, заявил глава иранского парламентского комитета по ядерной политике Мохтаба Золнур. Академик РАН, один из ведущих специалистов по вопросам международной безопасности Алексей Арбатов считает: в итоге возможна страшная война, перед которой померкнет и сирийский конфликт.
Справка «МК»: Договор СВПД (Совместный всеобъемлющий план действий) по Ирану, обычно называемый «ядерной сделкой», был заключен летом 2015 года между Тегераном и шестью странами-посредниками — Россией, США, Великобританией, Китаем, Францией, Германией. Суть его вкратце такова: Иран отказывается от разработки ядерного оружия, сворачивает свою ядерную программу в обмен на снятие санкций.
Весной 2018 года президент США Трамп объявил об одностороннем выходе Вашингтона из сделки и возобновлении антииранских санкций. 10 июня 2019 года иранский МИД дал Европе 60 дней на то, чтобы урегулировать конфликт и спасти «ядерную сделку».
Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), выходом из которого грозит Иран, подписали подавляющее большинство стран мира, исключением являются Израиль, Индия, Пакистан, КНДР и Южный Судан. По нему страны, у которых ядерного оружия нет, обязуются его не производить и не принимать от стран, у которых оно есть».
- Стоит ли всерьез относиться к словам главы иранского парламентского комитета? Все-таки это не представитель исполнительной власти...
- В политике, особенно в сложных ситуациях вроде этой, блеф может вполне перерасти в серьезные реальные действия - потому что он наверняка вызовет ответный блеф и угрозы, и мы получим эскалацию кризиса, - говорит Алексей Арбатов. - Сегодняшние слова главы иранского комитета по ядерной политике, безусловно, блеф. Но если Европа поднимет ручки и скажет, что она не может рисковать, не хочет нарываться на американские санкции и не в состоянии сохранить ядерную сделку 2015 года — стоит иметь в виду, что в Иране тоже есть радикальные консервативные силы, настроенные весьма решительно, и они могут захотеть взять реванш.
Наверняка и сейчас в Тегеране в разных кабинетах вспоминают Северную Корею и говорят: «вот КНДР вышла из ДНЯО в 2003 году, в 2006 году провела испытания ядерного оружия и подтвердила свой статус ядерной державы, и что? Ей тоже угрожали, душили санкциями, но все равно вернулись к переговорам, и теперь Трамп называет Ким Чен Ына прекрасным парнем...»
В общем, варится густая политическая каша.
- США готовы к такому развитию событий и возможной войне с Ираном?
- Трамп не хочет войны с Ираном — и он сам, и большинство американских военных понимают, что это будет почище Афганистана и Сирии. Но есть государство, которое настроено решительно и которое не будет думать о последствиях: это Израиль.
Как только Иран начнет большую ядерную программу из-за уничтожения ядерной сделки 2015 года и выхода из ДНЯО, не дожидаясь превращения его в ядерную державу, Израиль нанесет массированный удар всеми имеющимися в наличии средствами, не считаясь с потерями. Не ядерными средствами, конечно... И будет при этом опираться на молчаливую поддержку США и европейских стран, которые тоже не хотят, чтобы Иран стал ядерной державой.
- Какими могут быть последствия этой войны?
- Тут начинается сфера непредсказуемости. Но это будет страшная война, перед которой, можно не сомневаться, померкнет и сирийский конфликт. Тем более что иранские войска уже воюют в Сирии, и Хезболла тут же рядом с Израилем (военизированная шиитская организация и политическая партия, выступающая за создание в Ливане исламского государства по образцу Ирана - «МК»)... И пойдет, поедет. А там недалеко и до прямого столкновения Израиля и США с одной стороны, с Россией, которая тоже в Сирии присутствует. Надо понимать, что для Израиля Иран с ядерными боеголовками — это новый Холокост, второе за полвека уничтожение народа, тем более что Иран официально заявлял, что Израиль как государство должен быть уничтожен. Для США же это пока большая региональная проблема, и все.
- А что Россия?
- Россия не хочет такого развития событий, понимая огромный риск и большой войны в регионе, и риск столкновения с Израилем и США. Россия считает, что надо сохранять сделку 2015 года и иметь твердые гарантии того, что Иран не будет делать ничего такого, чтобы получить ядерное оружие. И то, что США вышли из сделки, очень Россию расстраивает, и она говорит: «мы здесь ни при чем», предлагая Израилю и Европе предпринять усилия, чтобы сохранить сделку, оказав воздействие на США. Но говорить с Трампом по разным причинам трудно...
Ситуация очень серьезная.
Источник: Московский комсомолец