Хельсинки и далее
Коммерсант | #СМИ
Бывший министр иностранных дел РФ Игорь Иванов о задачах после саммита
Встреча президентов РФ и США не принесла прорывов, однако о ряде договоренностей все же было объявлено. Президент Российского совета по международным делам, бывший министр иностранных дел РФ Игорь Иванов в статье, написанной специально для “Ъ”, объясняет, что нужно сделать, чтобы саммит не прошел зря.
Долгожданная встреча президентов Владимира Путина и Дональда Трампа наконец-то состоялась. Сам факт встречи - уже большое позитивное событие международной жизни. Ведь не может же считаться нормальным положение, когда главы двух ведущих мировых держав не встречаются годами! Слишком много в мире накопилось проблем и слишком велика ответственность наших двух стран за их решение, чтобы бесконечно откладывать российско-американский саммит.
Можно долго спорить о том, почему этот саммит не случился раньше. Но как бы там ни было, сторонам в конце концов удалось переступить через барьер, который на протяжении последних лет препятствовал развитию нормального диалога между странами.
В отличие от только что завершившегося чемпионата мира по футболу, саммит не подарил нам сенсаций. Политика - это не футбол.Никто и не рассчитывал на то, что в Хельсинки удастся добиться коренного перелома в двусторонних отношениях или крупных прорывных договоренностей по конкретным проблемам. Для этого еще не созданы соответствующие условия. Если футбольный матч всегда завершается победой одной и поражением другой команды, то говорить о том, кто выиграл, и кто проиграл по итогам Хельсинки, не имеет смысла: ни российский, ни американский лидер на рассчитывал на односторонние уступки другой стороны и сам не собирался делать такие уступки.
Но президенты сделали тот важнейший шаг вперед, без которого любые последующие шаги были бы попросту невозможны. Без личной встречи президентов в российско-американских отношениях мало чего можно добиться. Так было всегда, и едва ли общая схема развития связей между двумя странами по принципу «сверху вниз» изменится в обозримом будущем.
Отсутствие диалога с Вашингтоном, явная враждебность в двусторонних отношениях в последние годы объективно создавали существенные ограничения для внешнеполитического маневрирования России. После встречи в Хельсинки простор для такого маневрирования Москвы как на западном, так и на восточном направлениях расширится.
После Хельсинки наступает не менее сложный и ответственный период. Каким образом в максимальной степени использовать положительный импульс, который дала встреча? Как не допустить того, чтобы громоздкие и инерционные бюрократические машины с обеих сторон неосознанно или сознательно затянули нас обратно в трясину бессмысленной конфронтации?
Прежде всего, надо исходить из того, что у стоящих перед нашими странами и миром в целом проблем нет и быть не может быстрых и легких решений. История учит, что разрушать отношения намного легче, чем их строить или восстанавливать. Здесь недостаточно одной политической воли, хотя она всегда должна присутствовать. Еще требуется стратегическое видение национальных интересов в контексте объективных процессов мирового развития. Требуется и высокий профессионализм участников переговорного процесса, требуется терпение, готовность к взаимным подвижкам, умение выходить на взаимовыгодные договоренности, учитывающие законные интересы и озабоченности сторон. И даже если все эти слагаемые успеха есть в наличии, переговоры по сложным вопросам могут длиться месяцы, а то и годы.
Как показало обсуждение в Хельсинки, центральной темой отношений между Россией и США остаются проблемы безопасности во всех ее многочисленных измерениях. Так будет до тех пор, пока наши страны будут в состоянии уничтожить друг друга, а заодно и весь остальной мир. Иными словами, еще очень и очень долго. И в тоже время любые договоренности в области безопасности дают максимальный положительный эффект, способствуют восстановлению доверия, открывают возможности для сотрудничества в других, мирных областях.
Поэтому основное внимание сторон должно быть направлено на выполнение договоренностей президентов России и США о налаживании постоянно действующих механизмов переговоров и консультаций по военно-политическим проблемам. Для этой цели требуется безотлагательно возобновить работу в формате «два плюс два» глав внешнеполитических и оборонных ведомств, сформировать повестку дня наиболее острых, не терпящих отлагательства проблем и запустить соответствующие переговорные процессы. К первоочередным задачам относится недопущение неспровоцированных военных инцидентов. В более долгосрочном плане на повестке дня переговоры по продлению Договора СНВ и о будущем Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. При всей неоднозначности и деликатности этого сюжета Москве и Вашингтону настоятельно требуется диалог на экспертном уровне по проблемам кибербезопасности.
На сирийском направлении Соединенные Штаты фактически смирились с сохранением в Дамаске на определенное время режима Башара Асада и не претендуют на центральную роль в процессе мирного урегулирования. Но и уходить из региона по понятным причинам американцы не собираются. И в Москве, и в Вашингтоне хорошо понимают, что сирийский кризис - это надолго. Поэтому на данном этапе для России и США главное не допускать инцидентов с участием российских и американских военных в Сирии и продолжать обмен мнениями по ситуации в стране с целью содействовать выполнению женевских договоренностей 2012 года.
По проблеме денуклеаризации Корейского полуострова фундаментальные интересы России и США объективно совпадают. Вместе с тем имеются и серьезные разногласия в том, что касается как долгосрочного решения проблемы, так и ближайших приоритетов. Вашингтон по понятным причинам хотел бы быть лидером этого процесса и получить все лавры победителя. Дональду Трампу очень нужен хотя бы один видимый внешнеполитический успех, и добиться его в Вашингтоне намереваются путем усиления давления на Пхеньян. Москву, а вместе с ней и Пекин вряд ли устроит такой сценарий, поэтому можно ожидать, что они будут добиваться комплексного урегулирования в рамках многосторонних механизмов с их участием.
Что касается украинского кризиса, то Россия и США, исходя из своих интересов, не заинтересованы в усилении военного противостояния на Украине. Поэтому двусторонние консультации будут продолжаться. Одновременно нельзя исключать, что на определенном этапе может встать вопрос и о подключении Вашингтона к нормандскому формату урегулирования - такой шаг позволил бы избежать опасности дублирования переговорных механизмов и ложной интерпретации разнообразных дипломатических сигналов всеми участниками конфликта.
Учитывая незначительный уровень экономического сотрудничества между Россией и США, эти вопросы не доминировали в ходе переговоров в Хельсинки. К тому же в Москве хорошо понимают, что президент США не в состоянии самостоятельно решать вопросы о снятии или смягчении санкций, введенных в отношении России. В условиях открытой враждебности в отношении России со стороны Конгресса США в Москве фактически смирились с тем, что под санкциями придется жить еще долго. Поэтому расчеты строятся на том, что с постепенным возобновлением диалога удастся хотя бы избежать дальнейшего ужесточения санкций со стороны США и добиться большей ясности в этом вопросе.
Еще одна тема, которая находится на стыке безопасности и экономики,- это энергетический сектор. Россия и США являются одними из крупнейших в мире производителей углеводородов. И хотя взаимной торговли в энергетической области практически нет, налаживание стратегического диалога и здесь отвечало бы долгосрочным интересам сторон. Российская сторона никогда не боялась конкуренции, но конкуренция между нашими странами на мировых энергетических рынках должна быть честной и не включать в себя политическое давление на своих партнеров и союзников, принуждающее их к заведомо невыгодным сделкам.
Русская поговорка гласит: «Доверяй, но проверяй». Этот принцип относится не только к отношениям между президентами, но и к отношениям самих президентов к тем, кто призван претворять в жизнь решения, принятые на высшем уровне. Поэтому чем раньше будут определены время и место следующей встречи президентов России и США, тем выше шансы на то, что договоренности, достигнутые в Хельсинки, будут выполняться, а в российско-американских отношениях наметится положительная динамика.
Источник: Коммерсант