Обращение Президента Люксембургского форума Вячеслава Кантора к участникам онлайн-конференции «Интеллектуальное наследие академика А.Д. Сахарова и проблемы стратегической стабильности», 15.07.2020
Вячеслав Кантор | РЕЧЬ
Обращение Президента Люксембургского форума Вячеслава Кантора
к участникам на специальной сессии онлайн-конференции «Интеллектуальное наследие академика А.Д. Сахарова и проблемы стратегической стабильности»
15 июля 2020 года
Уважаемые дамы и господа, коллеги! Доброе утро, добрый день и добрый вечер!
1. В соответствии с планами Форума ещё до пандемии мы планировали в начале июня этого года в рамках конференции по проблемам ядерного нераспространения провести специальную сессию по интеллектуальному наследию Андрея Дмитриевича Сахарова. Эта сессия включена в общий план подготовки к 100-летию Сахарова в мае 2021 года.
Для сведения сообщаю, что вчера состоялась онлайн конференция «Новый иранский ядерный кризис: прекращение эскалации», в результате чего принята достаточно решительная Декларация, которую мы по традиции представляем главам ведущих государств мира, в Совет Безопасности ООН и в другие организации. У вас есть возможность ознакомиться с ней.
2. О жизни Андрея Дмитриевича, фундаментальных и прикладных результатах его свершений, о правозащитной деятельности написаны многие сотни, если не тысячи книг и статей, созданы фильмы. Все знают о его трёх звёздах героя труда, лауреатских наградах, полученных, затем обнулённых и вновь восстановленных, о Нобелевской премии мира, постоянной защите осужденных писателей, поэтов, художников (Синявский, Даниель, другие), о требованиях прекратить войну в Афганистане, о ссылке в Горький, возвращении, его Конституции, напряженной работе в Москве. И это только отдельные фрагменты того, что он совершал постоянно. Его философские и обществоведческие статьи были уникальными в СССР.
3. Он написал «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе», где развивал идеи конвергенции социализма и капитализма, и в 60-х годах послал Брежневу. Безрезультатно. Это сильнейший урок для власти, обязанной слышать учёных!
Глубина и твёрдость его научных, философских и гуманистических убеждений были настолько важными, приоритетными, сильными для Андрея Дмитриевича, что он пошёл на открытую демонстрацию своей позиции, полностью противоречащей основным установкам господствующей советской идеологии и практики.
Он ясно представлял себе последствия этих действий для своей судьбы, однако не придавал этому значения. Тем не менее, ему пришлось выдерживать невероятное количество клеветы, грязи, обвинений в предательстве, осуждающую статью в «Правде» сорока академиков, там же осуждающую статью советских писателей и т. п.
4. О своих гуманистических убеждениях в ходе создания ядерных вооружений он писал ещё в 1955 году:
«Главным для меня было внутреннее убеждение, что эта работа необходима. Чудовищная разрушительная сила, огромные усилия, необходимые для разработки, средства, отнимаемые у нищей и голодной, разрушенной войной страны, человеческие жертвы на вредных производствах и в каторжных лагерях принудительного труда — все это эмоционально усиливало чувство трагизма, заставляло думать и работать так, чтобы все жертвы были не напрасными. Моя самая страстная мечта — чтобы термоядерное оружие сдерживало войну, но никогда не применялось».
Последняя фраза – по существу это ранняя предшественница теории и принципов стратегической стабильности, которой мы все занимаемся.
5. Повторю ещё раз – в результате бесчисленных трудов о детстве, учёбе, работе во время войны, достижениях при создании водородной бомбы, правозащитной деятельности, об участии после возвращения в Москву в двух съездах народных депутатов и выступлениях, которые подверглись оглушительной бранью со стороны «агрессивно-послушного большинства» (слова Афанасьева), о его проекте новой Конституции – известно практически всё.
Но интересно и важно то, что скажут о нём сегодня известнейшие, авторитетные участники онлайн-секции, знавшие Сахарова или рассказы о нём его соратников.
Я не принадлежу к ним, однако для разрядки могу рассказать, как стоял рядом с ним в магазине в очереди человек из 10-12. Это была очередь за дефицитным тогда продуктом в Советском Союзе – за импортным кофе. Его узнали и просили пройти без очереди, но он отказался. И я запомнил его разговор с продавщицей, в котором он почему-то назвал и повторил слово «кофе» в среднем роде, что, строго говоря, с позиции экономического русского языка является ошибкой. Я тогда подумал: пророк и праведник Сахаров, как Моисей, имел право быть застенчивым, запинающимся и не точным в быту, но не позволял быть себе робким и скромным, когда речь шла о сущностных ценностях.
Благодарю вас за внимание!