Обращение замминистра иностранных дел России С.А. Рябкова к участникам конференции Люксембургского форума «Перспективы контроля над ядерными вооружениями» . 20 мая 2021 года
Сергей Рябков | РЕЧЬ
Приветствую участников конференции Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы.
Рад возможности выступить на столь авторитетной площадке.
Мы высоко ценим усилия Форума по поиску новых идей, призванных способствовать укреплению стратегической стабильности, а также режимов нераспространения и контроля над ядерными вооружениями, совместно продвигаться к общей цели построения безопасного мира. Всегда внимательно прислушиваемся к высказываемым вами соображениям. Насколько это возможно, стараемся доводить их до наших партнёров.
* * *
Сейчас контроль над вооружениями переживает беспрецедентно глубокий кризис. Мы наблюдаем ситуацию, когда его основополагающие принципы – равноправного сотрудничества и баланса интересов – подвергаются кардинальной ревизии.
Некоторые члены международного сообщества сделали ставку на бесконтрольное наращивание военных потенциалов с очевидным намерением расширить возможности по осуществлению силового давления на политических оппонентов. Таким образом, казалось бы, давно отработанная архаичная идея «мира с опорой на силу» (peace through strength) начала обретать новую плоть.
Ситуация становится особенно тревожной, когда целенаправленный подрыв международной системы контроля над вооружениями сопровождается ужесточением доктринальных установок в военной сфере, приданием им более агрессивного характера, расширением роли ядерного оружия, а также разработкой и реализацией соответствующих программ вооружений вкупе с навязыванием членам международного сообщества логики соперничества в противовес сотрудничеству. Всё это провоцирует эскалацию гонки вооружений и при наихудших сценариях чревато катастрофическими последствиями.
Мы в Москве убеждены, что контроль над вооружениями остаётся действенным средством в арсенале международной политики. Без согласованных и взаимоприемлемых ограничительных механизмов угроза гонки вооружений будет нарастать, отвлекая ресурсы от решения общих для всего человечества актуальных задач. Cчитаем принципиально важным углублять взаимное доверие, укреплять взаимодействие в области международной безопасности, настойчиво защищать глобальную и региональную стабильность, проявлять сдержанность в военной сфере. Контроль над вооружениями способен и далее играть в этих вопросах либо поддерживающую, либо ключевую роль.
Основа для работы на этом направлении – принцип баланса интересов. Новые разоруженческие шаги, как и дальнейший прогресс в области контроля вооружениями, в том числе ядерными, невозможны без обеспечения равной и неделимой безопасности для всех участников процесса. Для этого требуется учёт всех элементов или всей совокупности факторов, оказывающих влияние на стратегическую стабильность, в их взаимосвязи.
Нам представляется, что такой комплексный интегрированный подход не только не теряет актуальность, но становится всё более релевантным в третьем десятилетии XXI века. Различные аспекты, влияющие на международную безопасность и стратегическую стабильность, всё более тесно переплетаются и требуют комплексных взаимосвязанных решений.
Именно в этом ключе мы подходим к перезапуску нашего диалога с США и его практическому наполнению.
Недавно нашим странам удалось продлить на пятилетний срок Договор о СНВ, который остаётся основополагающим элементом поддержания стратегической стабильности. Теперь на период в пять лет в отношениях между нашими странами будет хотя бы поддерживаться прежний уровень транспарентности и предсказуемости применительно к СНВ. Что даже более важно – сохранён фундамент для дальнейшего взаимодействия по стратегической повестке дня. Насколько мы можем судить, в Вашингтоне с этим соглашаются.
Мы последовательно выступаем за системный комплексный и ориентированный на результат диалог с США. Считаем, что на нынешнем этапе необходимо будет провести совместный обзор накопившихся проблем и озабоченностей в стратегической сфере, рассмотреть возможность их урегулирования политико-дипломатическими методами. Это может стать отправной точкой для дальнейших политических решений, ориентирующих стороны на заключение будущих конкретных договорённостей. Настроены включиться в такую работу безотлагательно.
Суть нашего подхода состоит в том, чтобы совместно с Вашингтоном заняться выработкой нового «уравнения безопасности», которое охватывало бы все вооружения, способные решать стратегические задачи, – ядерные и неядерные, наступательные и оборонительные. Об этом говорил Президент России В.В.Путин в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, отметив также, что целью переговоров может стать «создание среды бесконфликтного существования» на основе, как раз, «уравнения безопасности».
В части наступательных вооружений, как мы считаем, следует сфокусироваться на средствах, применимых в гипотетическом ударе по национальной территории друг друга для нейтрализации или ослабления потенциала сдерживания. Сегодня эти задачи частично могут решаться при помощи неядерных высокоточных вооружений, которые имеют ярко выраженный контрсиловой потенциал. При этом полагаем оправданным сохранить фокусировку возможных будущих соглашений с американской стороной на средствах доставки и носителях, включая пусковые установки ракет.
Хотели бы отметить, что неядерные ракетные средства уже сейчас подпадают под действующие договорённости России и США по контролю над вооружениями. Так, по согласию сторон межконтинентальные баллистические ракеты и баллистические ракеты подводных лодок засчитываются по Договору о СНВ вне зависимости от их оснащения – ядерного либо потенциально неядерного.
Когда мы говорим о стратегических оборонительных вооружениях, мы имеем в виду соответствующие средства противоракетной обороны. Этот фактор имеет особое значение в силу неразрывной взаимосвязи СНВ-ПРО. Считаем важным отразить данный аспект в новом «уравнении безопасности».
Полагаем уместным напомнить, что Россия, как и любая другая страна, имеет свои законные интересы и озабоченности, которые необходимо учитывать. Только на такой основе диалог будет носить равноправный характер и вести к достижению взаимоприемлемых договорённостей.
Важно заняться выработкой общих подходов к обеспечению безопасности космической деятельности и решению задачи предотвращения гонки вооружений в космосе. Также востребован дополнительный инструментарий реагирования на кризисные ситуации, которые бы несли угрозу прямой военной конфронтации.
Вопросом первоочередной важности остаётся обеспечение сдержанности в ракетной сфере в условиях прекращения действия Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Российский односторонний мораторий на развёртывание РСМД наземного базирования остаётся в силе: мы не будем размещать такие средства в тех регионах, где не появляются наземные ракеты американского производства. Призываем страны НАТО к аналогичному встречному шагу. Нами были выдвинуты конкретные предложения о взаимных мерах верификации в рамках этой российской инициативы, и хотелось бы надеяться, что в Вашингтоне и Брюсселе всё же смогут беспристрастно посмотреть на наши идеи, которые способны устранить – на основе взаимности – имеющиеся у сторон озабоченности, связанные с РСМД.
В целом считаем недопустимым, чтобы конфронтационная атмосфера двусторонних отношений с США отравляла наш стратегический диалог. Поэтому одной из задач видим деполитизацию процесса предметных переговоров. Контроль над вооружениями не может быть «хорошим» или «плохим», «демократическим» или «антидемократическим». Попытки внедрить подобную градацию заведомо выхолащивают саму идею равноправного и взаимовыгодного взаимодействия в данной сфере.
Россия открыта и к многостороннему диалогу, который должен вестись на консенсусной основе, при уважении законных интересов всех сторон и с их согласия. Дальнейшее продвижение по этому пути потребует подключения всех государств, обладающих военными ядерными потенциалами, в первую очередь Великобритании и Франции. Они обладают силами и средствами, которые мы не можем не учитывать, особенно принимая во внимание недавно озвученные планы Лондона по наращиванию своего ядерного арсенала.
Мы последовательно выступаем за переподтверждение Россией и США, другими участниками ядерной «пятёрки» основополагающей формулы о том, что «в ядерной войне не может быть победителей, и она никогда не должна быть развязана», а также неприемлемость любого конфликта между ядерными державами.
Также настаиваем на неприемлемости сохранения противоречащей Договору о нераспространении ядерного оружия практики «совместных ядерных миссий» НАТО, предполагающих доставку американского ядерного оружия авиацией неядерных стран-членов альянса, и включающих соответствующие тренировки по обращению с ним. Ядерное оружие должно быть возвращено с европейской земли на территорию США, а зарубежная инфраструктура для его развёртывания должна быть ликвидирована.
Мы не рассматриваем стратегический диалог или контроль над вооружениями как отвлечённую самоцель. Для нас это – метод обеспечения национальной безопасности. Причём метод наименее затратный. В любом случае соображения укрепления собственной безопасности являются для нас определяющими.
Надеемся, что международные усилия по поддержанию должного уровня глобальной и региональной стабильности и контроля над вооружениями будут продолжены. Мы будем этому способствовать и далее самым активным образом. Рассчитываем на понимание зарубежными коллегами полезности совместной работы в целях сохранения и упрочнения с таким трудом сформированной системы международных механизмов в этой сфере, их активное подключение к поиску взаимоприемлемых развязок накопившихся проблем.
* * *
В сфере контроля над вооружениями важным источником идей являются неправительственные организации, независимые группы экспертов, академические сообщества. Стремимся вести с ними предметный уважительный диалог, что придаёт дополнительный импульс нашим общим усилиям в этой области и, следовательно, открывает дополнительные возможности применительно к ограничению и сокращению ядерного оружия.
Россия продолжит свои усилия, направленные на то, чтобы сделать мир более безопасным и стабильным. Мы будем продолжать плотно взаимодействовать с теми, кто разделяет эту благородную цель.
Желаю участникам Конференции плодотворной работы.
Благодарю за внимание.