Опасная модернизация американских ядерных боеголовок?
Российский совет по международным делам | СТАТЬЯ
Американские эксперты в области ядерного оружия опубликовали материал о том, как в рамках улучшения надежности и безопасности ядерных боеголовок в США завершается переоснащение головных частей W76-1/Mk4A БРПЛ «Трайдент-II» новым «супервзрывателем», позволяющим делать корректировку точки подрыва с учетом промаха. В результате модернизации качественно вырастает эффективность поражения ШПУ МБР, что ведет к высвобождению значительной части ядерного арсенала для поражения прочих целей вероятного противника. Главную угрозу, помимо отсутствия внимания официальных лиц к этому процессу, по мнению экспертов, представляет возможность дальнейшей «оптимизации» процедур ответного применения ЯО в России, усугубляемая отсутствием полноценного космического эшелона СПРН, а также сам факт поиска новых технических решений для совершенствования наступательного потенциала вне рамок существующих договоров об ограничении вооружений.
Какие меры стоит принять Российской Федерации?
Алексей Арбатов, руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, член РСМД
И Россия, и США беспрерывно совершенствуют свои вооруженные силы в целом и стратегические ядерные силы в частности. На протяжении последних десяти лет Россия интенсивно обновляла свою стратегическую триаду. Практически каждый день по телевидению, в выступлениях высших государственных и военных руководителей заходит речь о достижениях - новых ракетах, новых подводных лодках, новых бомбардировщиках, новых крылатых ракетах.
США на протяжении последних пятнадцати лет не совершенствовали, не обновляли свои стратегические ядерные силы, кроме систем информационного обеспечения и управления. Они приступят к обновлению своих стратегических сил в середине следующего десятилетия. Что они действительно делали, так это небольшие, частичные улучшения, которые повышали эффективность их ударных средств. В частности, речь идет о новых системах подрыва, или, как их называют, взрывателях. Не вдаваясь в технические детали, отмечу, что за счет новых взрывателей боеголовки на ракетах «Трайдент-II», которые до этого считались недостаточно эффективными для уничтожения высокозащищенных объектов (таких как пусковые шахты ракет, пункты управления, в том числе высшего звена, подземные центры управления самого высокого звена), приобретут новые возможности. Новые взрыватели при той же точности наведения и той же мощности, выражаемой в килотоннах (боеголовки W76 мощностью 100 кт), дают возможность поражать эти высокозащищенные объекты. С целью держать под прицелом американские высокозащищенные объекты Россия заменяет тяжелые ракеты «Воевода» на новую систему под названием «Сармат». Таким образом, Россия тоже старается держать американские объекты под ударом.
Это означает повышение эффективности стратегических сил, усиление так называемых контрсиловых ударов, т. е. ударов по стратегическим силам, в частности высокозащищенным стратегическим силам другой стороны. Россию, судя по всему, это не очень волнует. Если бы этому придавалось какое-то значение, Россия никогда не стала бы заменять старые тяжелые ракеты на новые в тех же шахтах, которые так же уязвимы для удара новейших американских средств. Но раз Россия заменяет и ставит в эти шахты такую привлекательную цель, как тяжелая ракета с десятью боеголовками, значит, она не очень беспокоится по поводу новых американских систем на ракетах подводных лодок «Трайдент-II». Потом будут новые подводные лодки, новые ракеты, наверное, еще более эффективные, но этого надо еще дождаться.
Владимир Дворкин, главный научный сотрудник сектора военно-политического анализа и исследовательских проектов Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, генерал-майор, эксперт РСМД
Первое. Боеголовки типа W76, установленные на БРПЛ «Трайдент-II», находятся на вооружении уже более 30 лет, поэтому нет ничего неожиданного в том, что их модифицируют с точки зрения безопасности и надёжности. Что касается корректировки способа подрыва, то он известен около 20 лет и заключается в том, что по результатам прогнозируемого промаха в конце активного участка траектории устанавливается момент подрыва боезаряда вблизи цели. При недолёте подрыв осуществляется контактным взрывателем при ударе о поверхность земли, при перелёте осуществляется воздушный подрыв на наиболее близком расстоянии от цели. Этот способ реализуется практически на всех боезарядах МБР и БРПЛ, проходящих модернизацию в США и, вероятнее всего, в России.
Второе. Мощность боеголовки W76 составляет около 100 кт и относится к классу лёгких. Такие боеголовки не планируют для поражения высокозащищённых объектов типа ШПУ и не будут применяться с подобной целью, несмотря на относительно незначительное повышение точности попадания за счёт совершенствования способа подрыва.
Для поражения высокозащищённых объектов типа ШПУ МБР значительно эффективнее применять боеголовки W88 мощностью выше 400 кт, которыми также оснащены БРПЛ «Трайдент-II». С этой же целью целесообразнее использовать боеголовки МБР «Минитмен III».
Таким образом, никакого сколько-нибудь заметного «высвобождения» части ядерного оружия для поражения других целей вероятного противника не произойдёт.
Третье. Никаких мер в ответ на модернизацию боезарядов W76 проводить нет необходимости. В России осуществляется плановая замена устаревших систем вооружения СЯС и ввод новых стратегических комплексов в рамках Пражского Договора СНВ, что обеспечивает гарантированное ядерное сдерживание.
Четвёртое. Временная неполнота космического эшелона СПРН не оказывает никакого влияния на возможность реализации ответного удара, поскольку решение о его нанесении может быть принято исключительно по информации от второго эшелона СПРН - радиолокационного, с которым в России всё вполне благополучно.
Виктор Есин, к.воен.н., генерал-полковник в отставке, эксперт РСМД
Информация американских экспертов о том, что американцы проводят глубокую модернизацию своих ядерных боеприпасов с повышением их качественных характеристик, - не новость для военно-политического руководства России. Это обстоятельство учитывается при формировании и реализации плана обороны страны. Для поддержания ракетно-ядерного баланса с США в России принимаются действенные меры - как по совершенствованию стратегических наступательных вооружений, так и по наращиванию возможностей системы противоракетной обороны, включая такой элемент, как системы предупреждения о ракетном нападении. В частности, в 2016 г. завершено создание сплошного радиолокационного поля вокруг границ России с дальностью обнаружения баллистических целей до 6 тыс. км. Начато развертывание новой единой космической системы обнаружения и боевого управления с предполагаемым завершением создания новой группировки космических аппаратов на околоземных орбитах к 2020 г.
С учетом этого можно утверждать, что Россия способна своевременно выявить факт ракетно-ядерного нападения и адекватно ответить на него. Находящиеся на вооружении стратегических ядерных сил ракеты, как не раз утверждалось на самом высоком военно-политическом уровне, способны преодолеть противоракетную оборону любого противника, которую он может создать в обозримой перспективе. Для того чтобы в дальнейшем быть уверенным в том, что стратегические ядерные силы и система противоракетной обороны надежно обеспечивают оборону страны, в рамках разрабатываемой государственной программы вооружений на 2018–2025 гг. предусмотрено выделение соответствующих ресурсов на реализацию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые позволят России иметь такие системы вооружения, которые ни в чем не будут уступать самым совершенным зарубежным образцам.
Источник: Российский совет по международным делам