Система международного ядерного контроля находится под угрозой
Андрей Торин, ред. журнала «Международная жизнь» | #СМИ
Резкое обострение обстановки на международной арене, военно-политический кризис в отношениях между Москвой и Вашингтоном, рост правых и праворадикальных настроений в Европе поставили на грань кризиса международные механизмы по контролю над ядерными и стратегическими неядерными вооружениями. Об этом с тревогой говорили ведущие отечественные ученые-международники в Институте мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) им.Е.М.Примакова. Здесь состоялась презентация совместной книги Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы и фонда «Инициатива по снижению ядерной угрозы» (NuclearThreatInitiative, NTI) (США) «Предотвращение кризиса в контроле над ядерными вооружениями и катастрофический терроризм».
Открывший презентацию Председатель Организационного комитета Международного Люксембургского форума, главный научный сотрудник ИМЭМО Владимир Дворкин сообщил, что первая презентация этой книги состоялась 23 марта 2017 года в Вашингтоне, а ее основой стали доклады, прозвучавшие на одноименной конференции, состоявшейся в 1-2 декабря 2015 года. Среди 36 участников этого представительного международного мероприятия, состоявшегося в столице США, были такие хорошо известные и авторитетные эксперты, как председатель Международного Люксембургского Форума Вячеслав Кантор; сенатор США, исполнительный директор Фонда «Инициатива по снижению ядерной угрозы» Сэм Нанн; известный советский и российский физик, академик Российской Академии наук, член Президиума РАН, заместитель председателя Совета Министров СССР (1989-1991) Николай Лавёров; председатель Пагуошского движения ученых, известный дипломат (Шри-Ланка) Джаянта Дханапала; почетный генеральный директор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Мухаммед аль-Барадеи, президент «Корпорации Эйзенхауэр» (США) Сьюзен Эйзенхауэр.
На страницах сборника изложены основные рекомендации по важнейшим вопросам нераспространения, а также по проблемам сокращения и ограничения ядерных вооружений, включая и угрозу ядерного терроризма.
По итогам заседания в Вашингтоне было принято совместное заявление Международного Люксембургского форума и Фонда «Инициатива по снижению ядерной угрозы» (NTI), в котором говорится: «Признавая, что интересы, планы и действия Запада и России в отношении Украины и Сирии расходятся, следует подчеркнуть, что у США и России сохраняется общая заинтересованность в снижении риска ядерной войны, терроризма и распространения ядерного оружия». В этом заявлении перечислены основные требования, которые необходимы для вывода системы ядерного контроля из тупика, в котором она оказалась за последние годы. Перечислим лишь наиболее важные из них[i]:
- без дальнейшего промедления возобновить процесс переговоров о последующих сокращениях стратегических вооружений;
- начать переговоры об ограничении, сокращении и мерах укрепления доверия в отношении достратегических ядерных вооружений;
- начать диалог о кибербезопасности, сосредоточив его на разработке совместных подходов к борьбе с киберугрозами, в частности с теми из них, которые могут угрожать системам управления, связи и раннего предупреждения, а также другим критически важным объектам;
- возобновить совместные усилия для укрепления режима выполнения Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), включая выполнение согласованных мер, принятых на конференциях 1995, 2000 и 2010 годов по рассмотрению действия ДНЯО.
Согласно утверждениям В.Дворкина, в Вашингтоне оперативно отреагировали на это совместное заявление. Уже в 2016 году прозвучало предложение президента США Барака Обамы сократить стратегические наступательные вооружения примерно на треть. Однако Россия отказалась вести подобные переговоры. В частности, директор Департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД России Михаил Ульянов заявил, что переговоры по СНВ должны быть многосторонними, с участием всего клуба ядерных держав. В Москве считают, что решение вопроса об СНВ неотделимо от перспектив развертывания ПРО США в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе, контроля над высокоточными неядерными вооружениями, а также противодействия милитаризации космоса.
Заместитель председателя Организационного комитета Международного Люксембургского форума, руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО Алексей Арбатов подтвердил, что многие тезисы, озвученные в 2015 году, не только не устарели, но, напротив, стали более чем актуальными. Свое влияние на обострение международной ситуации оказала и президентская избирательная кампания в США, в ходе которой Дональд Трамп неоднократно высказывал свое скептическое отношение к контролю над ядерными вооружениями.
Однако свои негативные тенденции проявляются и в России. По словам А.Арбатова, в российской экспертной среде все большую популярность получают сомнительные в своей основе концепции. Первая из них сводится к утверждению, что формат контроля над ядерными вооружениями устарел, поэтому необходимо формулировать новые принципы и механизмы международной безопасности. Однако есть и более радикальные утверждения. Согласно их сторонникам, война с участием оружия массового уничтожения становится вполне возможной. Более того, несмотря на то, что между Россией и США сохраняется стратегический паритет, появляются публикации, посвященные возможностям избирательного применения ядерного оружия, включая и стратегическое. По мнению Алексея Арбатова, такие заявления представляют собой крайне тревожный симптом. Прогрессирующее разрушение системы ядерного контроля может привести к разворачиванию многосторонней гонки вооружений, в котором неизбежно примут участие такие страны, как Китай, КНДР, Индия, Пакистан.
Заместитель председателя Организационного комитета Международного Люксембургского форума, заведующий сектором ИМЭМО, директор Института стратегических оценок, профессор МГИМО (У) МИД России Сергей Ознобищев напомнил, что еще в 1999 году бывший министр обороны США (1994-1997 годы) Уильям Перри писал, что США своей политикой привлекает к себе внимание террористов. Поэтому страна нуждается в реформе всей системы безопасности. Однако должного резонанса это утверждение не получило, и вспомнили о нем только после событий 11 сентября 2001 года.
С.Ознобищев заявил, что, наряду со старыми вызовами и угрозами, появляются новые, которые повышают возможности совершения актов катастрофического терроризма. Во-первых, на Ближнем Востоке появился настоящий террористический анклав, обладающий огромными возможностями. Это квазигосударственное образование, возникшее на территории Ирака и получившее название «Исламского государства» (ИГ), стремится подмять под себя территории сопредельных стран и «выплескивается» в глобальное пространство через акты массового терроризма. Тем самым «воинствующий антиглобализм» получил свое боевое крыло. Свидетельством тому могут служить трагические события во Франции, Бельгии, Германии. Во-вторых, абсолютно новым и неожиданным фактором стал массовый исход беженцев из стран Азии и Африки. Тем самым спецслужбы стран Европы сталкиваются с необходимостью инфильтрации заведомо засланных боевиков от ИГ или от других террористических группировок, которых, по предварительным данным авторитетных источников, прибыло на континент уже несколько тысяч. Сами мигранты представляют собой благоприятную среду для вербовки. Достаточно напомнить, что целью организаторов терактов в аэропорту Завентем и на станции «Мальбек» в метро Брюсселя в марте 2016 года изначально была атомная электростанция. Готовы ли мы к новому качеству современного терроризма и экстремизма? Теракт в метрополитене Санкт-Петербурга в апреле 2017 года, а также гибель российского пассажирского лайнера А321 над Синаем в 2015 году показали, что с терроризмом нельзя справиться в одиночку.
В последнее время получили популярность доводы ряда экспертов, которые утверждают, что страны, стремящиеся получить в свое распоряжение ядерное оружие, заботятся подобным образом об обеспечении своей безопасности перед угрозой во многом неадекватной политики стран Запада. По мнению С.Ознобищева, такая точка зрения представляет собой заблуждение, тем более опасное, что ядерное оружие получит юридический статус. Одновременно это приведет к резкому снижению статуса России на международной арене, поскольку основные вопросы мировой повестки будут решать страны с плохо предсказуемой или практически непредсказуемой мотивацией.
Особое внимание участников презентации было обращено на ситуацию, сложившуюся на Корейском полуострове в связи с целой серией ракетных испытаний КНДР и заявлением вице-президента США Майка Пенса о завершении эры «стратегического терпения» Вашингтона в отношении Пхеньяна. Угрожающая риторика в отношении Северной Кореи прозвучала на фоне маневров авианосной группы США в регионе, что в перспективе сможет привести к началу ядерной войны с непредсказуемыми последствиями. В этих условиях функцию посредника по деэскалации ситуации должно взять на себя международное сообщество в лице ООН.
По словам В.Дворкина, если Трамп будет продолжать оказывать политическое давление на Иран и угрожать выходом из сделки по иранской ядерной программе, это может подтолкнуть Тегеран к возобновлению собственной ядерной программы в полном объеме, а в перспективе – к распаду всей системы контроля над вооружениями.
«Систему ядерного нераспространения Нужно не разрушать «до основания», а совершенствовать и надстраивать, учитывая новые виды вызовов и угроз» (Алексей Арбатов)
По мнению А.Арбатова, настало время совершенствования и спасения всего того, что есть позитивного в современном движении ядерного нераспространения. При этом необходимо не разрушать существующие механизмы контроля за вооружениями «до основания», а надстраивать систему, учитывая новые виды вызовов и угроз. В противном случае, по выражению политика, человечество может оказаться в ситуации «ядерного хаоса» и распада всех основных международных правовых институтов.
Справка
Международный Люксембургский форум по предотвращению ядерной катастрофы создан решением Международной конференции по предотвращению ядерной катастрофы, состоявшейся 24-25 мая 2007 года в Люксембурге. В состав Консультативного Совета Форума вошли 49 экспертов из 14 государств.
В настоящее время Форум является одной из наиболее представительных неправительственных организаций, объединяющих ведущих мировых экспертов в области нераспространения ядерного оружия, сокращения и ограничения вооружений. Президент Форума – Вячеслав Кантор. Основные органы Форума - Наблюдательный совет и Международный консультативный совет.
Основные задачи Форума: анализ угроз распространения ядерного оружия, а также разработка конкретных предложений и рекомендаций по направлениям дальнейшего сокращения ядерных вооружений, укреплению режимов ядерного и ракетного нераспространения, противодействию попыткам приобретения ядерного оружия и ядерных технологий со стороны неустойчивых режимов и террористических организаций, по разрешению региональных ядерных кризисов.
[i] Цит. по: Совместное заявление Люксембургского форума и Фонда «Инициатива по снижению ядерной угрозы» о предотвращении ядерной катастрофы // Предотвращение кризиса в контроле над ядерными вооружениями и катастрофический терроризм. М., 2016. С.116-117.
Ключевые слова: Международный Люксембургский форум Фонд «Инициатива по снижению ядерной угрозы» (NTI) Владимир Дворкин Сергей Ознобищев Алексей Арбатов Сэм Нанн Джаянта Дханапала Пагуошское движение Институт стратегических оценок