«Ситуация на грани ядерной войны»
Известия (сайт) | #СМИ
Директор Центра энергетики и безопасности Антон Хлопков - о вероятности удара Вашингтона по Пхеньяну
Северокорейская программа по разработке атомного оружия и ядерные амбиции Ирана уже долгое время остаются главными темами повестки дня мировых СМИ. С приходом Дональда Трампа в Белый дом эти проблемы вышли на новый уровень. Американский президент сообщил о намерениях США выйти из ядерной сделки с Тегераном, а позже и вовсе заявил о готовности нанести военный удар по Северной Корее. Эту тему обсудили и на прошедшей в Москве Конференции по нераспространению, в которой приняли участие более 200 высокопоставленных делегатов из 40 стран мира. В интервью «Известиям» председатель московской встречи, член научного совета при Совете безопасности России, директор Центра энергетики и безопасности Антон Хлопков рассказал о неофициальных переговорах между представителями США и КНДР в Москве, иранской ядерной программе и угрозе глобальной войны.
- КНДР и Иран - две страны, которые так или иначе имеют отношение к вопросам ядерной стабильности. В США всё громче звучат голоса «ястребов», которые призывают к применению силы против Пхеньяна. Насколько ситуация взрывоопасна?
- Если говорить о стратегической стабильности, о стабильности в ядерной сфере, основная озабоченность связана отнюдь не с Ираном или с КНДР, а в первую очередь с США. Президент Владимир Путин недавно напомнил, что Россия и США как крупнейшие ядерные державы имеют особые обязательства в этой области. Речь идет, по разным оценкам, примерно о 80–90% всех ядерных вооружений в мире. Позиция Вашингтона по ключевым вопросам режима ядерного нераспространения и контроля над вооружениями всё чаще зависит от электоральных циклов в стране. Это не может не беспокоить.
Национальным интересам РФ отвечает сохранение Договора о нераспространении ядерного оружия, задача которого - предотвратить появление новых ядерных государств.
Мы внимательно следим за публикациями, которые появляются в американской прессе. Действительно, с приходом президента Дональда Трампа изучение вопроса использования силы получило дополнительное развитие. Но, похоже, решение было однозначным: военная операция слишком рискованна.
- То есть решение о неприменении силы против КНДР уже принято?
- Военные своих решений никогда не раскрывают. Но есть впечатление, что военная опция не является приоритетной, потому что она крайне рискованна с точки зрения потерь для союзников и самих США. Досадно, что присутствуют жесткая риторика и прямой обмен за гранью дипломатической культуры между президентом США и высшим руководителем КНДР. Это значительно усложняет возобновление диалога. Когда стороны продемонстрируют готовность к диалогу, то за основу можно взять российско-китайское предложение от 4 июля 2017 года. Но ожидания должны быть реалистичными, а некоторые страны региона сегодня ставят в качестве приоритетной задачи денуклеаризацию Корейского полуострова, отказ КНДР от ядерного потенциала (пока я не называл бы его ядерным оружием). Это тупик. Надо ставить реалистичные задачи. Первая - снижение напряженности. И дальше уже двигаться вперед. А сейчас ситуация на грани ядерной войны.
- Очевидно, что потенциальный ядерный конфликт на Корейском полуострове опасен и для России. В чем кроется основная угроза?
- Россия граничит с КНДР, и любая нестабильность вблизи наших границ представляет дополнительную угрозу. Рост напряженности вокруг КНДР и на самом полуострове уже привел к тому, что в регионе наращивается военная инфраструктура США. Исторический опыт показывает: если американская военная инфраструктура появилась, то она будет демонтирована очень нескоро. Поэтому при дальнейшей потенциальной эскалации напряженности в российско-американских отношениях, она может быть использована и против России. Найдутся причины: якобы вмешательство России в американские выборы и так далее, найдется повод, который позволит Вашингтону всё это мотивировать.
Если нынешняя напряженность на Корейском полуострове перерастет в вооруженный конфликт, то высока вероятность, что будет затронута ядерная инфраструктура. Речь идет не только о применении каких-то ядерных взрывных устройств. В регионе десятки атомных электростанций. Каким образом можно защитить АЭС Южной Кореи и Японии, ядерные объекты КНДР?
- Россия готова выступить в качестве посредника между США и КНДР? В СМИ появилась информация, что на конференции, которую проводил ваш центр, встречались северокорейские и американские представители.
- Россия и Китай действительно стараются наладить диалог между ключевыми участниками кризиса, а это Вашингтон и Пхеньян. Если говорить об озабоченностях Пхеньяна в области безопасности, которые нельзя игнорировать, то для северокорейцев главная угроза исходит от США. В этой связи без политической воли в Пхеньяне и Вашингтоне движение невозможно. Необходимо политические решение, как было в администрации Барака Обамы по Ирану. Обама в какой-то момент решил, что готов рискнуть своим политическим капиталом и начать диалог с Тегераном. Сегодня очевидно, что в отношении КНДР, к сожалению, такого решения нет.
Тот факт, что на Московскую конференцию по нераспространению приехали и высокопоставленные представители КНДР, и американские специалисты, которые работают в научно-исследовательских организациях (неофициальные лица), доказывает, что в Пхеньяне и в некоторых кабинетах Вашингтона понимают важность диалога.
И всё же избыточная информация о такого рода встречах на раннем этапе контрпродуктивна. И СМИ должны относиться с уважением к тому, что иногда людям надо просто неформально поговорить.
- Перейдем к Исламской Республике. В июле 2015 года был согласован Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД), «сделка века», - ядерное соглашение «шестерки» с Ираном. Дональд Трамп назвал ее «худшей сделкой в истории». Есть ли опасность выхода США из этой сделки и что за этим последует?
- Это совместный план, но подписи под ним не стоят. Это важный технический момент.
- То есть он не обязателен к исполнению?
- С юридической точки зрения любая сторона может выйти из этой сделки, равно как из «подписного» договора или соглашения. Например, американцы вышли из Договора о противоракетной обороне. КНДР заявила о выходе из Договора о нераспространении ядерного оружия. По СВПД, впрочем, процедура куда более сложная, поскольку эта договоренность была одобрена резолюцией Совета Безопасности ООН. Поэтому создана достаточно серьезная правовая основа для того, чтобы договоренность выполнялась. Вероятность того, что американская администрация будет оказывать серьезное давление на Иран, существует.
Не исключаю, что сделка может оказаться под серьезным ударом. Разрушение СВПД может стать фактором дестабилизации ситуации в регионе.
- В июле 2017 года был открыт для подписания Договор о запрещении ядерного оружия (ДЗЯО). Больше 100 стран его одобрили. Что это за договор? Откуда он возник? И почему Россия против?
- 120 стран участвовало, но пока подписали более 50 стран. Этот договор возник из движения, в котором в том числе активно участвовали ряд европейских стран и активистские движения. Его цель - полный запрет ядерного оружия. Сама цель, конечно, благородная, однако подходы - нереалистичны. Ну, скажем, почему ядерное оружие создается, почему некоторые страны им обладают? Ответ очень прост. Потому что у них есть вызовы в сфере национальной безопасности, они рассматривают ядерное оружие как важный элемент обеспечения нацбезопасности.
Поэтому нельзя из всей архитектуры безопасности «выдернуть» один элемент. Процесс ядерного разоружения необходимо вписывать более широкий процесс, связанный с изменением региональной и глобальной систем безопасности.
- Есть ли среди стран, которые поддерживают ДЗЯО, государства с ядерным оружием?
- Нет. Более того, ирония заключается в том, что некоторые европейские страны, которые участвовали в этом процессе на начальном этапе, были в авангарде движения, в конце пути сошли с пробега под жесточайшим давлением со стороны США.
- Получается, ДЗЯО - это утопия?
- Вероятно, именно так.
- Глава МИДа Сергей Лавров выступил за вывод американского ядерного оружия из Европы на национальные территории. О каких странах идет речь? В каких странах есть американское ядерное оружие и почему Россия против?
- Во времена холодной войны и американо-советского ядерного противостояния наше ядерное оружие находилось не только во всех 15 республиках СССР, но и в Восточной Германии, Польше и других странах Варшавского блока. К концу 1980-х всё ядерное оружие было выведено сначала с территории Восточной Европы, а позднее - постсоветских республик. Мы это сделали. Россия вывела всё свое оружие на национальную территорию, а США этого не сделали. Американское ядерное оружие продолжает находиться в Германии, Турции, Нидерландах, Бельгии и Италии. Возникает вопрос: зачем?
Ситуация абсурдна в свете отношения ряда стран к ядерной проблематике. В Германии считается, что атомная энергетика опасна и целая отрасль закрывается, а десятки ядерных боезарядов продолжают храниться на территории страны.
- Из нашей беседы складывается впечатление, что главным нарушителем ядерного спокойствия в мире являются не Иран и даже КНДР, а США...
- Я бы не упрощал. Существует целый ряд факторов, которые влияют на нынешнее положение дел в области нераспространения. США, к сожалению, сегодня зачастую - часть проблемы, а не часть решения. Отчасти потому, что США - один из трех депозитариев договора.
Простой пример. В 2015 год проходила конференция по рассмотрению договора о нераспространении. Был согласован финальный документ, но его заблокировали три страны: США, Великобритания и Канада. Все остальные были готовы его поддержать.
В договоренностях по Ирану американцы играли крайне важную роль, но пришла новая администрация и готова всё разрушить.
Источник: Известия (сайт)