Выступление Президента Международного Люксембургского форума В.В. Кантора на заседании Рабочей группы Форума в Вене
РЕЧЬ
Речь Президента Международного Люксембургского форума В.В. Кантора на заседании Рабочей группы Форума в Вене
(Вена, 8-9 апреля 2010 года)
Уважаемые дамы и господа! Коллеги, друзья!
Мы собрались в Вене не только из-за того, что это один из самых прекрасных городов в мире, но и потому, что есть немного городов, с которыми тесно связаны такие понятия как международная безопасность, разоружение, нераспространение ядерного оружия.
Весьма важно, что в нашем заседании принимает участие не только члены Консультативного Совета Люксембургского форума, но и профессиональные специалисты из международных организаций, находящихся в Вене.
Знаменательным событием стало то, что президенты России и США именно в этот день в Праге подписывают новый Договор по стратегическим наступательным вооружениям. Значение этого договора не только в том, что стратегические силы двух главных ядерных держав будут ограничены более низкими уровнями. Этот Договор возобновил центральный процесс в сфере ядерного разоружения, который был фактически прерван в течение последнего десятилетия. Необходимо отдать должное политическим лидерам, дипломатам и военным двух стран, которые в течение сравнительно короткого срока – с мая прошлого года смогли согласовать новый полномасштабный Договор СНВ. По сравнению с Договором СНВ-1, новый Договор предусматривает сокращение ядерных боезарядов почти в четыре раза и носителей – в два раза. Это – крупнейший шаг двух ведущих держав в деле ядерного разоружения и в выполнении их обязательств по Статье 6 Договора о нераспространении ядерного оружия.
Как все мы представляем, основная задача нашего заседания заключается прежде всего в том, чтобы донести до организаторов и участников Обзорной конференции по рассмотрению Договора о нераспространении ядерного оружия, которая пройдёт в мае, наши предложения и рекомендации, направленные на укреплении режима ядерного нераспространения.
Для успеха не только майской конференции, но и в целом для глобальной и региональной стабильности, несмотря на важность подписания нового Договора по СНВ, этого недостаточно, необходимы и другие важные шаги.
Главные из них заключаются в следующем:
Первое. Законодательным органам США и России необходимо безотлагательно приступить к процессам ратификации нового Договора, у которого есть достаточно много противников. Основные трудности можно ожидать прежде всего в США. Момент истины в ближайшей перспективе заключается в том, что станет приоритетным в дебатах по новому Договору: обеспокоенность за судьбу режима ядерного нераспространения, предотвращение ядерной катастрофы, или межпартийные противоречия.
Второе. Руководству США и России необходимо продолжить проведение консультаций и переговоров по дальнейшим договоренностям о ядерном разоружении, прежде всего по вопросам сокращения и ограничения стратегических и нестратегических ядерных вооружений.
Третье. Великобритании, Франции и Китаю на данном этапе целесообразно взять на себя обязательства ограничить свои ядерные силы на достигнутом уровне и использовать меры доверия и транспарентности состояния, дислокации, проводимых учений и других параметров ядерных сил, подобные тем, которые применялись ранее и будут применяться между Россией и США в рамках нового Договора по СНВ.
Четвёртое. Важным шагом должен стать процесс ратификации и вступления в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Все ядерные державы, ратифицировавшие этот Договор, должны оказывать всесторонне содействие и полную поддержку процессу ратификации этого договора США, Китаем и другими ключевыми странами.
Пятое. Решающее значение для устойчивого развития ДНЯО имеет урегулирование иранского и северокорейского ядерных кризисов, которые находятся в глубоком тупике. Руководство Ирана откровенно игнорирует решения Совета Безопасности ООН и вопросы Международного агентства по атомной энергии. Надежды на решение проблемы, которые возникли осенью прошлого года, были впоследствии обрушены вызывающими и безответственными действиями и официальными декларациями Тегерана.
Характерно то, что в последние месяцы переговоры с Ираном велись главным образом по программе обогащения урана с 3,5% до 19,5% в России и Франции, и все как – будто забыли требовать от Ирана выполнения пяти резолюций Совета Безопасности ООН о полном прекращении процессов обогащения. Всё это в конечном итоге может означать признание полного банкротства такого органа как Совета Безопасности.
Теперь уже практически очевидно, что дальнейшее эволюционное наращивание санкций в резолюциях Совета Безопасности ООН никакого эффекта не даст. Пока что политика ведущих государств напоминает стремление умиротворить нацистских лидеров перед Первой мировой войной.
Только единство позиций пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН и новые эффективные санкции в полном объёме статьи 41 Устава ООН оставляют надежду на изменение политики Тегерана и решение проблемы мирным способом. Если этот шаг приведет к конструктивному сдвигу в иранской политике по данному вопросу, то мировое сообщество должно обеспечить Ирану условия для максимально эффективного сотрудничества по развитию его экономики и удовлетворению законных политических требований, а также требований в сфере безопасности.
В противном случае выбор невелик: вооружённый конфликт с трудно предсказуемыми последствиями, или Иран с ядерным оружием и вполне предсказуемым крахом режима нераспространения и ядерной войной в регионе.
Шестое. В целях прекращения бесконечных маневров Северной Кореи на шестисторонних переговорах требуется объединенная позиция России, США, Китая, Японии и Южной Кореи для оказания мощного давления на Пхеньян с целью свертывания ее военной ядерной и ракетной программ. Жесткая позиция должна быть дополнена экономическими, политическими и гуманитарными стимулами для Северной Кореи, включая развитие мирных проектов ядерной энергетики.
Пассивное ожидание краха тоталитарного режима в этой стране может продлиться достаточно долго, а обстановка в Северо-Восточной Азии постоянно накаляется. Поэтому действия «шестёрки» должны быть весьма энергичными.
Седьмое. повестке дня майской Обзорной Конференции будет как всегда широкий и достаточно стандартный круг вопросов: ядерное разоружение, негативные гарантии безопасности неядерным странам-членам ДНЯО, укрепление гарантий МАГАТЭ, формализация правил возможного выхода из Договора, интернационализация ядерного топливного цикла, ужесточение экспортного контроля, безъядерные зоны и другие.
Вместе с тем, полагал бы необходимым привлечь внимание организаторов и участников этой Конференции именно к тем проблемам, о которых я говорил.
Таким образом, мы собрались на очередное заседание Рабочей группы Международного Люксембургского Форума в исключительно важный, интересный и ответственный момент. Наш опыт показывает, что заявления и предложения Форума привлекают внимание мировых лидеров, к которым мы обращаемся. Не могу не отметить, что заявление Попечительского Совета от декабря прошлого года получило отклик, например, со стороны Генерального Секретаря НАТО. Вслед за этим имело место его известное заявление с призывом к тому, чтобы НАТО заняла более активную линию в ядерном разоружении и внесла свой вклад в этот процесс.
Учитывая уникальность текущего момента, я очень надеюсь на то, что и нынешнее заседание Люксембургского Форума завершит встречу с конкретными и конструктивными инициативами, направленными на повышение эффективности курса ведущих государств и международных организаций по укреплению международной безопасности и предотвращению ядерной угрозы.