Роуз Гетемюллер: Мы не хотим возвращения в круг "действий и противодействий" эпохи "холодной войны"

Заместитель госсекретаря США разъяснила позицию США по Договору о ликвидации ракет средней и меньшей дальности

Заместитель госсекретаря США по вопросам контроля над вооружениями и международной безопасности Роуз Гетемюллер в интервью "Интерфаксу" разъяснила позицию США по Договору о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, отвергла ряд российских претензий, рассказала о видении Вашингтона ситуации с дальнейшим сокращением стратегических вооружений и заявила, что соглашение по ИЯП не станет помехой на пути к ЕвроПРО.

- Госпожа Гетемюллер, соответствуют ли действительности данные о том, что США могут разместить в Европе крылатые ракеты наземного базирования в ядерным оснащении, и намерены ли США выйти из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности для этого? Если Россия примет ответные меры, какой будет ваша реакция? Новая гонка вооружений?

- Мы не угрожали и не угрожаем России. Мы озвучили нашу обеспокоенность по поводу нарушения российской стороной обязательств по Договору РСМД и с мая 2013 года проводили встречи на уровне старших должностных лиц по этому вопросу.

В рамках продолжающейся работы с Российской Федерацией мы четко дали понять, что мы также проводим консультации с нашими союзниками и рассматриваем целый ряд соответствующих мер - в дипломатической, экономической и военной сферах, - чтобы ответить на сохраняющееся нарушение Россией своих обязательств в рамках договора.

Мы ценим Договор РСМД и убеждены, что он остается ключевым элементом евроатлантической и азиатской безопасности. Договор РСМД отвечает интересам безопасности США, наших союзников, партнеров и Российской Федерации. США прилагают усилия, чтобы Россия вернулась к исполнению условий договора, чтобы обеспечить его дальнейшую жизнеспособность. Мы не хотим вновь оказаться в замкнутом круге действий и противодействий, подобно временам "холодной войны".

Тем не менее, несмотря на наше стремление найти дипломатическое решение, наше терпение не безгранично. Мы четко дали понять, что будем защищать свою страну и своих союзников и что не допустим какого-либо значительного военного превосходства со стороны России, если она продолжит нарушать свои обязательства.

- США второй год подряд заявляют, что Россия нарушает ДРСМД, однако не приводят свидетельств. Не могли бы Вы сейчас назвать конкретные факты нарушений? В СМИ США проходила информация, что под запрет ДРСМД подпадает российская крылатая ракета Р-500, разрабатываемая для комплексов "Искандер". Так ли это?

- США установили, что Российская Федерация нарушает свои обязательства по Договору о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД): не обладать, не производить и не проводить летные испытания крылатых ракет наземного базирования с радиусом действия от 500 до 5500 км, а также не обладать и не производить пусковые установки для таких ракет.

Как мы установили, Договор РСМД нарушает не ракета Р-500. Вопреки некоторым мнениям, баллистическая ракета РС-26 также не имеет отношения к Договору РСМД. Речь идет о крылатой ракете наземного базирования с радиусом действия от 500 до 5500 км. Мы уверены, что российское руководство знает, какую ракету мы имеем в виду.

- Россию тоже беспокоят нарушениями РСМД с вашей стороны. Так, по мнению Москвы, договором запрещены ударные беспилотники США, а также пусковые установки противоракет, которые могут быть развернуты в Румынии и Польше и способные быть преобразованными в ударное вооружение. Что Вы можете сказать на это?

- США продолжают выполнять Договор РСМД и серьезно относятся к своим обязательствам. Мы продолжаем работу с российским руководством, чтобы вернуть Россию к соблюдению Договора РСМД.

На сегодняшний день Россия не желает признавать, что нарушает Договор РСМД, и реагировать на озабоченность, которую выражают США по этому вопросу. Напротив, Россия старается уйти от темы, обвиняя США в нарушении Договора РСМД в различных областях.

Договор РСМД не накладывает никаких ограничений на испытания, производство и обладание боевыми беспилотными летательными аппаратами многоразового применения с двусторонним каналом управления.

Российские заявления вызывают удивление, так как российские компании сами разрабатывают подобные системы в течение многих лет, и Российская Федерация поддерживает разработку боевых беспилотников.

Более того, США даже поднимали этот вопрос на заседании Специальной контрольной комиссии 15 лет назад.

Береговая система противоракетной обороны "Иджис" полностью соответствует обязательствам США по Договору РСМД и не способна запускать крылатые ракеты, такие, как "Томагавк". Пусковая установка системы "Иджис" способна только запускать ракеты-перехватчики, такие, как SM-3. На такие ракеты Договор РСМД не распространяется, так как они разработаны и испытаны исключительно для перехвата и уничтожения объектов, не находящихся на поверхности земли. Такие системы точно исключены из Договора РСМД.

Кроме того, береговая система противоракетной обороны "Иджис" не включает в себя программное обеспечение, средства ведения огня, вспомогательные системы и инфраструктуру для обеспечения запуска ракет, поражающих наземные цели.

Наконец, объекты береговой системы противоракетной обороны "Иджис" в Румынии и Польше нацелены исключительно на обеспечение обороны и не способны осуществлять запуски наступательных вооружений.

- Россия видит угрозу в тактическом ядерном оружии США, размещенном в Европе, и призывает США вывести его, называя решение проблемы ТЯО одним из условий для начала диалога по дальнейшему сокращению стратегических вооружений. Рассматривают ли в США такую возможность?

- В июне 2013 года президент Обама заявил в Берлине, что США готовы обсуждать сокращение развернутых стратегических вооружений еще на треть от уровня, установленного в новом Договоре о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). Это хорошее предложение, и оно все еще на столе переговоров.

Президент Обама также четко дал понять, что США заинтересованы работать вместе со своими союзниками по НАТО над вопросом значительного сокращения нестратегического ядерного вооружения США и России в Европе. Прогресс в области дальнейшего сокращения вооружений требует доброй воли второй стороны и благоприятной стратегической обстановки.

Важно отметить, что даже после российской оккупации и попытки аннексировать Крым, что, как уже заявляло НАТО, совершенно неприемлемо и никогда не будет признано, альянс подтвердил, что продолжает стремиться к конструктивным отношениям и сотрудничеству с Россией, в том числе, к взаимному укреплению мер доверия и открытости, возрастающему взаимопониманию относительно положения нестратегических ядерных сил НАТО и России в Европе на основе общих интересов и озабоченностей в области безопасности, в Европе, где каждая страна свободно выбирает свое будущее. США и наши союзники по НАТО сожалеют, что условия для развития подобного рода отношений отсутствуют в настоящее время.

Кроме того, Россия выдвинула пространный перечень предварительных условий, которые, как она заявляет, должны быть выполнены прежде, чем она даже приступит к обсуждению вопроса дальнейшего сокращения ядерного оружия. Такая абсолютистская позиция вызывает вопрос о серьезности намерений России в области сокращения нестратегических ядерных вооружений и открытости.

Это часть более широкой картины. США привержены стремлению к миру и глобальной безопасности без ядерного оружия. И эта приверженность подтверждается словом и делом. Слова и действия России формируют иную картину. Очевидно, что на данный момент действия России препятствуют продвижению по этим крайне важным вопросам.

- Ведутся ли сейчас взаимные инспекции по выполнению ДСНВ-3 на территории друг друга в условиях в принципе ограничения взаимных контактов? Что будет после 2018-го в плане ядерного разоружения?

- Речь об истечении срока действия нового Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3) в 2018 году не идет. К 2018 году должны быть достигнуты основные ограничения по этому договору, а сам договор продолжит действовать до 2021 года с возможностью продления еще на пять лет. Этот договор продолжает усиливать безопасность и стратегическую стабильность как США, так и России.

Оба государства соблюдают режим верификации в соответствии с договором. В условиях текущей напряженности в отношениях с Россией хорошо видно, насколько важны взаимная предсказуемость и доверие, которые обеспечиваются системой уведомлений, обмена информацией и проверок на местах, предусмотренной этим договором, а также обоюдная безопасность и стабильность, которые обусловлены ограничениями стратегических вооружений и которые подлежат проверке.

Любые шаги, направленные на размещение ядерного оружия в Крыму, будут провокационными, дестабилизирующими европейскую безопасность и еще более нарушающими суверенитет и территориальную целостность Украины.

Мы должны принять реальные и устойчивые меры, которые могут способствовать большей предсказуемости и защищенности с точки зрения международной безопасности. Что для этого нужно, так это партнер, готовый к диалогу.

- Несколько лет назад США мотивировали создание ЕвроПРО, в том числе и иранской ядерной угрозой. В случае достижения договоренности между "шестеркой" и Ираном по ИЯП отпадет ли необходимость в ЕвроПРО? И не связано ли недавнее переподтверждение планов Вашингтона с готовящейся поставкой Тегерану российских С-300?

- США никогда не говорили, что после урегулирования иранской ядерной проблемы размещение системы противоракетной обороны в Европе станет излишним или бесполезным в оперативном отношении. Мы заявляли, что, если США вместе с партнерами по "шестерке" смогут достичь соглашения по иранской ядерной программе, и Иран его будет выполнять, то мы сможем устранить одну их самых больших угроз нашей безопасности. Вместе с тем, мы также заявляли, что соглашение по иранской ядерной программе не снимает другие наши озабоченности в связи с действиями Ирана, в том числе по поводу его поддержки терроризма, его дестабилизирующей деятельности на Ближнем Востоке и его угроз нашим друзьям и союзникам.

Нас продолжает сильно беспокоить иранская программа разработки баллистических ракет. Президент (Обама) четко дал понять, что успешное решение ядерной проблемы (Ирана) не отменит необходимости в системе защиты от баллистических ракет, и что США останутся приверженными обеспечению безопасности наших союзников от возможных ракетных угроз со стороны Ирана и подконтрольных ему сил в регионе. Мы продолжим предпринимать шаги по противодействию иранской программе баллистических ракет, в том числе через региональные инициативы в области безопасности совместно с нашими партнерами в регионе, (развитие) противоракетной обороны, санкции, контроль экспорта и режим контроля за ракетными технологиями, в котором участвует 34 страны.

Более того, как мы неоднократно заявляли и как показывают научные данные, наши программы противоракетной обороны не направлены против Российской Федерации и не могут представлять угрозу российским стратегическим ядерным силам.

Что касается С-300, то еще несколько лет назад мы ясно выразили наши возражения относительно продажи Ирану этих систем и других новейших средств защиты подобного рода. Эти возражения сохраняются.

- В связи с заморозкой деятельности рабочих групп в рамках президентской комиссии не испытываете ли Вы проблем, когда есть необходимость пообщаться с Вашими vis-à-vis в России?

- Несмотря на то, что из-за действий России в Украине мы приостановили реализацию программ в рамках Двусторонней президентской комиссии, мы все равно продолжаем поддерживать регулярную связь по вопросам международной безопасности и по другим направлениям оперативного взаимодействия, представляющим взаимный интерес, например в правоохранительной сфере и в области борьбы с терроризмом.

- Работает ли "горячая линия"?

- Горячая линия, разумеется, продолжает действовать, равно как и надежная система оповещений, функционирование которой обеспечивается через наши центры снижения ядерных рисков.

Источник: Интерфакс