Экс-глава Минобороны США, начавший расширение НАТО на восток: я против членства Украины в альянсе
Комсомольская правда (сайт) | #СМИ
Кто может знать Пентагон лучше чем Уильям Перри?! Этот американец успел изучить военную машину США со всех сторон - сначала был простым солдатом оккупационных сил в Японии, потом уже через много лет вернулся на должность замминистра обороны по исследованиям и разработкам, а с 1994 по 1997 год возглавлял военное ведомство. Именно при нем началась практическая проработка первого расширения НАТО на Восток, завершившаяся вступления в Альянс в 1999 году Венгрии, Польши и Чехии.
«Комсомольская правда» поговорила с Перри после окончания 10-й конференции Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы и расспросила экс-министра о том, как он видит отношения России и США в военной сфере.
- Господин Перри, сейчас опасность новой мировой войны выше, чем в годы противостояния США и СССР?
- Безусловно. И мы должны предпринимать все усилия, чтобы подобное столкновение не произошло, надо стараться устранять существующие трения. Нынешняя ситуация особенно опасна из-за нового витка недоверия между США и Россией, ведь, например, из-за ошибки национальных систем предупреждения о ракетном нападении может произойти глобальный ядерный конфликт.
- Будучи министром обороны, Вы организовали первую волну включения в НАТО новых членов из числа бывших участников Варшавского договора, а потом неожиданно стали критиком расширения Альянса. Оглядываясь назад, можно было бы в 1990-е годы решить проблемы европейской безопасности без продвижения блока на Восток?
- Да, конечно. В то время мы тесно взаимодействовали с Россией, причем я говорю не только про США, но и про НАТО как организацию. После распада СССР Россия присоединилась к Совету североатлантического сотрудничества, а в 1994 году начала участвовать в программе Партнёрство ради мира. Мы вместе проводили учения, причем и с участием Украины. Я считаю, что Москва и Брюссель вполне могли развивать сотрудничество в военной сфере, например в миротворческих миссиях. У нас даже был отличный опыт такого взаимодействия во время операции IFOR в Боснии и Герцеговине, где участвовала российская бригада миротворцев.
- Раз уж мы вспомнили НАТО, то что думаете о членстве в блоке Украины?
- Я не сторонник этого.
- Почему?
- Просто потому что Россия рассматривает подобную ситуацию в качестве угрозы. Это ненужный источник противоречий и конфликтов в двусторонних отношениях с США. Думаю, что Вашингтон повел себя не совсем правильно, когда начал в середине 2000-х годов обсуждать такую возможность.
- Именно Вы были одним из организаторов вывоза ядерного оружия с территории Украины. Был ли это ошибочный шаг с учетом нынешней ситуации?
- Нет, я твердо уверен, что мы сделали все правильно. Чем меньше стран обладают ядерным оружием, тем лучше. Я горд, что принимал участия в вывозе этого оружия массового поражения из Белоруссии, Казахстана и Украины. Это только укрепило международную безопасность.
- В то же время в 2014 году Вы выступали за предоставление Киеву летального оружия...
- Скажем так, я бы хотел, чтобы ни Россия, ни США не посылали летальное оружие в Украину и не участвовали в военных операциях на территории Украины.
- Хорошо, а если обнародуют «неопровержимые»доказательства того, что Россия поставляет в Донбасс оружие и боеприпасы, США все-таки должны поставлять оружие Киеву?
- Я против этого. Нужно не нагнетать обстановку, а стремиться к деэскалации ситуации, это должны быть усилия со стороны и России и США.
- Вернемся к нашим двусторонним отношениям. Недавно Дональд Трамп сказал, что США необходимо модернизировать свой ядерный потенциал. Это означает новую гонку стратегических вооружений?
- Она уже и так идет, причем не только со стороны США, но и России. Москва ее по сути и начала, когда президент Путин заявил, что намерен развивать стратегические ядерные силы в приоритетном порядке. Теперь Вашингтон должен реагировать и это, конечно, ведет мир к новому противостоянию двух крупнейших обладателей ядерного оружия.
- Но ведь Россия модернизирует свой ядерный потенциал в ответ на размещение американцами новых элементов системы противоракетной обороны!
- Я согласен, что США совершили ошибку, когда вышли из договора по ПРО, это очень чувствительный вопрос для мировой системы стратегической стабильности. Но я все равно считаю, что ответные действия России были не совсем правильные. Так или иначе, пока основа нынешней системы в сфере сокращения ядерных вооружений - Пражский договор 2010 года - функционирует, но надо стремиться выйти на новое соглашение в этой области.
- Если взять в глобальном формате, есть ли перспективы улучшения диалога между Москвой и Вашингтоном?
- Сейчас надо стараться найти возможность выйти из кризиса, в котором находятся отношения между нашими странами. Есть множество проблем, по которым США и Россия должны сотрудничать - борьба с ядерным терроризмом, сокращение стратегических наступательных вооружений, сохранение режима нераспространения. Если сосредоточиться на этих пунктах, временно отложив обсуждение более острых моментов, то вполне можно снова наладить диалог между Белым домом и Кремлем.
Источник: Комсомольская правда (сайт)