Евроатлантическая Безопасность Невозможна без Ядерного Разоружения
#СМИ
Ядерное разоружение является неотъемлемой частью нового Договора о евроатлантической безопасности, с идеей о разработке которого выступил президент России Дмитрий Медведев. Об этом заявил главный научный сотрудник Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН Владимир Дворкин. Он принял участие в заседании в Москве рабочей группы Международного Люксембургского форума - неправительственной организации по предотвращению ядерной катастрофы.
«Сейчас идет процесс постепенного насыщения конкретными предложениями идеи об архитектуре евроатлантической безопасности, считает Владимир Дворкин. Безусловно, ядерное разоружение является неотъемлемой частью этой архитектуры. Прежде всего, потому, что успешные переговоры о сокращении СНВ между Россией и США в конце концов способны привести к компромиссам по вопросам противоракетной обороны. Если мы договоримся о совместной разработке европейской американо-российской ПРО - это станет важнейшим вкладом в архитектуру евроатлантической безопасности», - считает эксперт.
Участники Международного Люксембургского форума собрались в российской столице в преддверии встречи представителей России и США по подготовке нового договора о сокращении Стратегических наступательных вооружений (СНВ), которая состоится в Риме 24 апреля. Председатель Международной комиссии по оружию массового уничтожения Ханс Бликс, выступая на форуме, сказал, что приветствует сдвиги в переговорном процессе по заключению нового договора по СНВ взамен прежнего, срок которого истекает 5 декабря 2009 года. Он подчеркнул значимость совместных заявлений президентов США и России Барака Обамы и Дмитрия Медведева 1 апреля в Лондоне. По мнению экспертов, в новом российско-американском соглашении по СНВ может быть существенно снижен порог ракетно-ядерных потенциалов сторон. Вот мнение директора Центра «Восток-Запад» Университета штата Мэриленд США Роальда Сагдеева .
«Две ядерные сверхдержавы - Россия и США могут сокращать арсеналы до каких-то пределов, но будут оглядываться на других членов ядерного клуба. Они не могут перешагнуть через тот уровень, который сейчас остается, если в переговорах не участвуют Великобритания, Франция и Китай».
Кроме того, Россию очень беспокоит так называемый американский "возвратный потенциал", когда снятые с носителей ядерные заряды не утилизируются, а складируются, и при обострении обстановки они могут быть возвращены на носители. Такой стратегический потенциал в Соединенных Штатах значительно превышает то, что имеет Россия, отмечает Владимир Дворкин.
«Размеры возвратного потенциала стратегических средств США одна из проблем, которую нужно преодолеть в ходе переговоров. Россия, конечно, будет настаивать на минимизации этого возвратного потенциала. На какой компромисс пойдут США сейчас предсказать трудно. Во всяком случае можно говорить о том, что, по-видимому, Россия согласилась бы на то, чтобы возвратный потенциал не был больше 500-800 ядерных боезарядов».
Эксперты полагают, что импульс диалогу России и США придаст выступление президента России Дмитрия Медведева в Хельсинки, в котором он озвучил дополнительные условия, при которых достижимо соглашение о дальнейшем ядерном разоружении. Как заявил российский лидер, в новом договоре нужно ограничить средства доставки ядерных боезарядов, а не только количество самих боеголовок. Кроме того, необходимо предотвратить размещение оружия в космосе.