Ядерная тревога номер один
#СМИ
11-12 сентября в Женеве прошла совместная конференция Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы и Женевского центра политики безопасности. Ведущие эксперты по ядерному разоружению и нераспространению ядерного оружия обсудили важнейшие проблемы международной безопасности.
В мероприятии “Перспективы ядерного распространения и разоружения” приняли участие президент Люксембургского форума Вячеслав Кантор, бывший генеральный директор МАГАТЭ Ханс Бликс, профессор университета штата Мэриленд Роальд Сагдеев, директор Женевского центра политики безопасности Фред Таннер, директор Института ООН по исследованию проблем разоружения Тереза Хитченс, руководитель программы по ОМУ и разоружению Женевского центра Пал Сидху, советник постоянного представительства Ирана при международных организациях в Женеве Мохаммед Хассан Дарьяэ и эксперты члены Консультативного совета Люксембургского форума. Следует заметить, что представитель Ирана на подобном форуме присутствовал впервые. А вот израильских экспертов и представителей не наблюдалось. И это тоже происходило впервые, поскольку в прежних конференциях, организуемых Люксембургским форумом, они неизменно участвовали. Что же до Дарьяэ, то он терпеливо выслушивал резкую критику в адрес своего правительства, но от интервью израильским журналистам вежливо отказался.
Конференция стала очередной попыткой найти компромисс по наиболее острым вопросам международной безопасности и пути совместного решения основных проблем ведущими сторонами процесса ядерного разоружения. Ее ключевыми темами, помимо перпектив этого процесса, стали: сотрудничество в сфере ПРО, иранский и северокорейский ядерные кризисы, а также текущее состояние и перспективы шестисторонних переговоров по Северной Корее.
Участники встречи также обсудили прогресс по решениям, принятым на предыдущей, юбилейной, конференции Люксембургского форума, прошедшей в Берлине 4-5 июня сего года, и подготовили итоговый документ, в котором изложили свои рекомендации и конкретные предложения.
Открывая конференцию, Вячеслав Кантор, в частности, сказал: «Процесс выполнения нового Договора о стратегических наступательных вооружениях (СНВ) идет по плану и пока не дает каких-либо оснований для обеспокоенности. Однако между США и Россией существуют глубокие разногласия по поводу масштабов, характера, возможностей и предназначения поэтапного адаптивного подхода США/НАТО к разработке и развертыванию противоракетной обороны в Европе.
Российское руководство все еще рассматривает такой подход как угрозу потенциалу ядерного сдерживания, стратегической стабильности и перспективам контроля над ядерным оружием и наращивает свой оборонительный потенциал. НАТО оправдывает поэтапный адаптивный подход как необходимый и легитимный ответ на растущую ракетную угрозу со стороны Ирана и других существующих и потенциальных радикальных режимов. Реакция России на это считается чрезмерной и неконструктивной.
Таким образом, впервые со времени окончания холодной войны возникла вероятность новой гонки наступательнооборонительных вооружений.
Разработка и развертывание ПРО США и их союзниками в Азиатско-Тихоокеанском регионе вызывает обеспокоенность в Китае, который также пред ринимает наступательные и оборонительные контрмеры. В результате гонка вооружений между Россией и НАТО может дополниться и усугубиться гонкой вооружений между Китаем.
Два других важнейших соглашения находятся в состоянии глубокого застоя.
Почти нет надежды на то, что Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний в ближайшем будущем вступит в силу или будет достигнут сущес венный прогресс по Договору о запрещении производства расщепляющихся материалов в военных целях. Отсутствуют и позитивные признаки прогресса по вопросу о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве. На этом фоне продолжаются испытания суборбитальных и орбитальных систем оружия. Существует перспектива космической гонки вооружений, которая может полностью подорвать стратегическую стабильность и ликвидировать контроль над вооружениями.
Несмотря на все резолюции Совета Безопасности ООН, международные санкции и дипломатические усилия, Иран продолжает осуществлять свою ядерную программу. За три последних месяца он удвоил количество центрифуг в Фордо, не пускает инспекторов МАГАТЭ в Парчин. Полагаю, что в случае продолжения переговоров нельзя отступать до запрета на 20-процентное обогащение урана и нужно требовать выполнения в полном объеме всех резолюций СБ ООН, где говорится о прекращении обогащения урана в принципе. Отступление от этого требования означало бы беспрецедентный подрыв авторитета СБ ООН.
В ответ на экономические санкции со стороны США и Европейского союза Иран угрожает перекрыть Ормузский пролив и проводит интенсивные военные мероприятия, которые спровоцировали наращивание военного присутствия США в регионе и подготовку Израиля к боевым действиям. Угроза новой войны в зоне Персидского залива в ближайшем будущем как никогда велика.
Такая война может привести к катастрофическим и непредсказуемым последствиям.
Источник: Секрет (газета, Израиль)