Иран еще на шаг приблизился к ракетно-ядерному клубу
#СМИ
Новые технологии, в овладении которыми признался Иран, способны приблизить страну к созданию ядерного оружия и более совершенных ракет. Мировому сообществу становится все сложнее сдерживать Тегеран, а дальнейшее ужесточение политической и технологической изоляции чревато непредсказуемыми последствиями.
Все в дом
В нарушение эмбарго ООН Иран заполучил возможность производить углепластиковые композиционные материалы. "Мы вошли в десятку стран, способных производить их", - сообщил министр обороны Ирана Ахмад Вахиди. "Это устранит узкое место в иранском производстве современных военных средств", - цитирует главу военного ведомства агентство Associated Press со ссылкой на иранское государственное агентство ИРНА.
Углепластиковые композиты играют одну из ключевых ролей в создании, например, современных твердотопливных ракетных двигателей. Учитывая то внимание, которое Иран уделяет разработке твердотопливных ракет большого радиуса действия, подобное демонстративное объявление не может не вызывать некоторого беспокойства у заинтересованных сторон.
Композитные материалы - вообще одна из чувствительнейших технологий двойного назначения, надзор за экспортом которых в разного рода "неблагонадежные" страны осуществляется очень пристально. Иран попал под мягкую удавку подобного управления развитием после 2004 года, и, насколько можно судить, сразу же противопоставил международным санкциям открытую контрабанду.
Уже в 2005-2006 годах начали появляться сведения о том, что некоторые фирмы, базирующиеся в странах Персидского залива и зарегистрированные на выходцев из Ирана, осуществляют нелегальный ввоз металлокерамических композитов из Китая и Индии.
Металлокерамические композиты - исключительно интересный вид специальных материалов. В частности, без них практически невозможно решить некоторые задачи в области создания конструктивных элементов для тепловыделяющих сборок атомных реакторов - проще говоря, в технологии ядерного топлива. Применяются они и при создании реактивных двигателей, там, где требуются жаропрочные материалы. Как и в случае с углепластиковыми композитами, перед нами попытка ввезти на родину отсутствующую технологию, - и, насколько можно судить, успешная.
Если говорить о режиме контроля за ракетными технологиями, то Иран потихоньку овладевает так называемой "категорией II" - перечнем ключевых решений двойного назначения, не являющихся собственно предметом регулирования оборонного экспорта, однако непосредственно влияющих на возможность развертывания производства современных ракет. Схожие процессы идут и в сфере атомных технологий.
Серебряная пуля для целой отрасли
Проходная, вроде бы, история из нелегкой жизни экспортного контроля на самом деле имеет интересную подоплеку. Речь идет о том, насколько иранская оборонная промышленность вообще способна вести ракетно-ядерный проект в автономном режиме, без заметного технологического трансфера извне. И ответ на такой вопрос все больше похож на "да, способна".
Арабские державы Ближнего Востока порой сильно вкладывались в свои прорывные оборонные программы (главным образом, атомные), но, по сути, их экономики оставались достаточно отсталыми с инженерно-технологической и кадровой точек зрения.
Как правило, речь шла о единичном "секретном объекте", построенном с высоким уровнем внешней помощи. Широчайшие номенклатуры ключевого оборудования ввозились извне, а целый ряд работ на месте осуществлялся иностранными специалистами. Подобная ситуация делала ядерные проекты арабов крайне уязвимыми, провоцируя на хирургические удары по болевым точкам инфраструктуры потенциально опасного производства.
Этим сполна воспользовался Израиль. Сначала в 1981 году его авиация в ходе операции "Опера" разнесла с воздуха иракский реактор "Озирак" в исследовательском центре Аль-Тувайта, чем, по отзывам экспертов, практически аннулировала ядерную программу Багдада. А в сентябре 2007 года подвергся авианалету некий объект на территории Сирии, по ряду сведений, относившийся к ядерному проекту дамасского правительства.
Оба эти удара достигли цели: продвижение недружественных Тель-Авиву арабских режимов к бомбе серьезно затормозилось. Однако в случае с Ираном такая лихая кавалерийская атака системного успеха иметь уже не может. У Израиля нет никакой возможности ее реализовать, и дело здесь отнюдь не в удаленности иранской территории. В конце концов, когда Тель-Авиву в 1976 году потребовалось силой освобождать заложников на угандийском аэродроме Энтеббе, была блестяще проведена операция по нелегальной переброске спецназа над Красным морем, Сомали и эфиопским Огаденом.
Проблема кроется в уровне промышленного и научно-технического развития Ирана, который значительно выше, чем у Сирии или саддамовского Ирака. Это косвенно признают и сами израильтяне, отмечая, что с Тегераном тот же номер, что с Дамаском или Багдадом, не пройдет. "В Иране [атомный] проект выглядит по-другому. Нет такой серебряной пули, чтобы один раз попал, и все", - образно посетовал агентству Reuters высокопоставленный чиновник военного ведомства Израиля.
Иран обладает хорошей научной школой, мощной системой естественнонаучного образования (желающие могут изучить, например, результаты международных физико-математических олимпиад для школьников - иранцы там представлены весьма достойно) и очень качественно организует подготовку инженерных кадров для исследовательских и промышленных задач. Придушить такую научно-производственную махину крайне сложно, если вообще возможно.
По-видимому, привычку воспринимать иранский режим как большого и бестолкового бутуза, которому только атомной бомбы и не хватало для полного счастья окружающих, уже очень скоро придется оставить. Рано или поздно вопрос о праве Ирана на самостоятельное владение самыми современными военными технологиями, не исключая и ядерное оружие, встанет во весь рост.
И чем жестче мировое сообщество будет сдерживать Тегеран технологически и изолировать его политически, не предлагая взамен альтернатив по кооптации на тот уровень мировой политики, которого иранское государство уже де-факто достигло, тем болезненнее для окружающих это право будет реализовано.
Источник: РИА "Новости"