Иран пошел на неуступку

Ведомости

Иран продемонстрировал готовность к сотрудничеству с МАГАТЭ и шестеркой посредников (Россия, Китай, США, Великобритания, Франция, Германия) по ядерной программе. Али Акбар Салехи, руководитель иранской Организации по атомной энергии, предложил обменять 1200 кг низкообогащенного урана на 120 кг со степенью обогащения 20%. Обмен должен произойти на территории Ирана и быть одномоментным, раскрыл Салехи условия в интервью иранской газете Jawan. Обогащенный уран необходим для работы производящего медицинские изотопы исследовательского реактора в Тегеране.

Предложение Ирана не соответствует первоначальному предложению МАГАТЭ, сделанному Исламской республике в октябре. Тогда предлагалось вывезти 70% находящегося в стране урана для дообогащения в России и Франции без каких-либо компенсаций в виде поставок готового топлива. Подчеркивалось, что такое изъятие приостановит ядерную программу - на обогащение топлива в России и изготовление ядерных стержней для реактора во Франции требуется около года.

Ситуация изменилась, отмечает Раджаб Сафаров, директор Центра изучения современного Ирана: осенью запасы урана оценивались примерно в 1200 кг, сейчас, по данным МАГАТЭ, превышают 2000 кг. Объем, с которым готов расстаться Иран, меньше требуемых МАГАТЭ 70%.

Представитель МАГАТЭ сказал «Ведомостям», что обнародованное вчера предложение Иран прислал в штаб-квартиру организации месяц назад. Официальной реакции ни членов шестерки, ни МАГАТЭ на него не последовало ни тогда, ни сейчас.

Иран несколько раз менял свою позицию по сделке: в январе от нее отказался, в феврале предложил отправлять уран из страны тремя партиями по 400 кг в каждой, но требовал предоставления гарантий возвращения ему в назначенное время обогащенного топлива. Не успели представители шестерки отметить изменение в позиции Ирана, как президент Махмуд Ахмадинеджад заявил о том, что его страна приступила к самостоятельному обогащению урана до 20% и располагает возможностью выработать топливо со степенью обогащения, достаточной для производства ядерного оружия. Это февральское заявление заставило членов Совета Безопасности ООН заговорить о необходимости усилить санкции в отношении Ирана.

Последнее иранское предложение, на взгляд председателя думского комитета по международным делам Константина Косачева, не является полным и адекватным ответом на беспокойство международного сообщества, а скорее является продолжением позиционной борьбы иранского руководства.

«В позиции Ирана мало что изменилось, он и раньше был готов к сотрудничеству только на определенных условиях», - отметил Сафаров.

Тем не менее Китай, единственный из постоянных членов СБ ООН, по-прежнему выступает против резолюции о санкциях. Министр иностранных дел Китая Ян Цзечи по итогам вчерашних переговоров с коллегой из Великобритании Дэвидом Милибэндом вчера отметил, что, хотя действия Тегерана все более беспокоят Китай, введение жестких санкций в Пекине не считают решением.

Совбез молчит

Министр иностранных дел Сергей Лавров рассказал вчера, что Совбез ООН сейчас не задействован в решении иранской ядерной проблемы. «Никаких переговоров, никакого обсуждения в формальном смысле этого слова ни в Совете Безопасности, ни на его консультативных неофициальных заседаниях не ведется», – цитирует министра «РИА Новости».