Иран зарывается в землю и рвется в небо

В Иране вчера стартовали крупномасштабные учения сил противовоздушной обороны (ПВО). Их главная цель - проверка эффективности защиты иранских ядерных объектов от ударов с воздуха, а также от проникновения на них диверсионных групп противника. Кроме того, в ходе учений могут быть произведены пуски ракет, способных поразить цели на территории Израиля и военные базы США в Персидском заливе.

Как пояснил командующий ПВО Корпуса стражей исламской революции (КСИР) бригадный генерал Ахмад Микани, учения под названием "Защитники небес и земель-2" продлятся пять дней и будут проходить в три этапа. Вместе с элитными подразделениями КСИР в них будут задействованы вооруженные силы Ирана. "Это крупнейшие учения, которые проходят на территории общей площадью 600 тыс. кв. км,- заявил генерал.- Их цель - подготовить вооруженные силы к отражению любой атаки, продемонстрировать военный потенциал Ирана и готовность к борьбе". Генерал Микани не скрывал, что на учениях будут отрабатываться действия против "двух врагов" - явный намек на Израиль и США. "В случае вражеского нападения наши ракеты ударят в сердце Тель-Авива",- заявил вчера в этой связи представитель духовного лидера Ирана в КСИР Моктаба Зулнур.

На первом этапе ПВО Ирана продемонстрируют готовность к отражению атаки ВВС вероятного противника, координацию действий всех подразделений и согласованность действий с ракетными войсками и военно-воздушными силами. На второй и основной стадии будет разыграно воздушное сражение и осуществлены пуски ракет систем ПВО. Третий этап учений будет представлять собой имитацию контратаки иранской армии, во время которой ПВО, ВВС и ракетные силы должны действовать совместно.

На этом же этапе возможны пуски ракет класса "Шихаб", "Седжиль" или "Кадар" с дальностью до 2 тыс. км. Кроме того, в ходе учений проверке подвергнется боеготовность охраны иранских ядерных объектов, их защищенность от проникновения диверсионных групп противника. Отдельное внимание планируется уделить "электронной войне с врагами", надежности средств связи и их защищенности в случае массированных воздушных атак со стороны неприятеля.

Наблюдатели обратили внимание на то, что командующий иранскими ПВО, выступление которого транслировалось по национальному телевидению, выразил сожаление по поводу отсутствия у Исламской Республики российских зенитно-ракетных комплексов С-300, с поставками которых тянет Москва. Как полагают эксперты, Тегеран осознает свою уязвимость для массированных ударов с воздуха. Имеющиеся в наличии иранских военных средства ПВО не в состоянии обеспечить неприкосновенность ядерных объектов. Даже закупленные в России современные зенитные ракетно-пушечные комплексы "Панцирь-С1" не дают такой гарантии из-за их малого радиуса действия - перехват целей осуществляется на дальности до 20 км. По крайней мере они не смогли обезопасить недостроенный сирийский ядерный реактор, который ВВС Израиля без труда уничтожили в сентябре 2007 года. Для создания комплексной обороны Ирану требуется зенитно-ракетные комплексы С-300, которые в состоянии перехватывать цели на расстоянии до 150 км.

Отсутствие возможности полностью прикрыть свои стратегические объекты от ударов противника накладывает отпечаток на стратегию иранской обороны. Так, практически все объекты, задействованные в ядерной отрасли Ирана, размещаются в укрепленных подземных комплексах в разных частях страны. Это должно затруднить их уничтожение. Кроме того, по данным израильских спецслужб, вопреки громким заявлениям Тегерана большая часть иранских баллистических ракет направлена не на города, а на авиабазы и аэродромы Израиля. Так в Тегеране рассчитывают лишить отбомбившиеся самолеты ВВС Израиля возможности вернуться домой и выключить их из дальнейших боевых действий.

Вспомогательную функцию в этом плане должны выполнить радикальные палестинские и ливанские группировки. По данным западных спецслужб, Иран активно снабжает их ракетами небольшого радиуса действия, способными достичь израильских городов. Впрочем, они в стартовавших вчера учениях не участвуют.

 

 

 

Источник: Коммерсант