Иранский атом от Буша до Обамы
#СМИ
В минувший вторник (20 мая) Тегеран заявил, что дал согласие на визит верховного представителя ЕС по единой внешней политике и политике безопасности Хавьера Соланы. Верховный комиссар ЕС, выступающий сейчас в роли главного переговорщика с Ираном, прибудет на этих днях с пакетом предложений иранской «шестерки» (пяти постоянных членов СБ ООН плюс Германия), которые Тегеран вначале демонстративно игнорировал.
Согласиться говорить об этих предложениях - шаг со стороны Тегерана вроде бы обнадеживающий. Весь вопрос теперь только в том, насколько Тегеран будет последовательным?
Принятая 3 марта санкционная резолюция не предусматривает мер силового характера в отношении Ирана в случае неисполнения им её требований. Но резолюция и не гарантирует, что все страны-участники иранской «шестерки» разделяют позицию Москвы, делающей ставку на дипломатический ресурс. А главное, резолюция не отражает позиции самой заинтересованной стороны в решении иранской ядерной проблемы - позиции Израиля.
Между тем, безопасность Израиля от возможных (пусть даже гипотетических) ударов иранских ракет остается решающим фактором в решении иранской проблемы. И здесь позиции главных игроков в иранской проблеме далеко не совпадают. Последний российско-американский обмен мнениями по этому вопросу - отличная иллюстрация тому.
Достаточно было главе российского МИД Сергею Лаврову заявит о том, что лучшим следующим шагом со стороны «шестерки» было бы «четко положить на стол переговоров конкретные предложения и гарантии безопасности Ирана», как со стороны США тут же последовало опровержение. «Мы в данный момент не рассматриваем вопрос о предоставлении (Ирану) гарантий безопасности. Единственный, кто должен предоставлять гарантии безопасности, так это сам Иран, продолжающий угрожать стереть Израиль с карты мира», заочно парировал официальный представитель Белого дома Гордон Джондрое в ходе поездки президента США в Израиль.
Сам президент Джордж Буш, выступая в кнессете, пообещал Израилю «нерушимый союз» и защиту от террора и обвинил президента Ирана Махмуда Ахмадинежада в желании отбросить Ближний Восток в Средневековье. «Позволив Ирану получить ядерное оружие, мы совершим непростительное предательство в отношении будущих поколений», заключил американский президент. Другими словами, нынешний хозяин Белого дома обещал поддержку Израилю, и еще какую - «не допустить любыми средствами» появления у Ирана ядерного оружия. Но это самое «не допустить любыми средствами» - любимый тезис премьера Израиля Эхуда Ольмерта, нуждавшийся лишь в подтверждении со стороны Белого дома. Подтверждение получено.
Причем не только от Буша, но и со стороны возможного будущего президента США Барака Обамы. Обама отделил «прямую жесткую дипломатию для оказания давления на такие страны как Иран» от проблемы безопасности «как американского народа, так и верного союзника США Израиля», которая не должна вызывать сомнений. Поэтому еще неизвестно, что для Тегерана безобиднее - ковбойская полтика Буша или будущая дипломатия Обамы.
А что такое все-таки «любые средства» против Ирана? Эхуд Ольмерт уже предложил США ограничить морское и воздушное сообщение Ирана с внешним миром, чтобы затормозить развитие его ядерной программы. На встрече с делегацией американских конгрессменов во главе со спикером Палаты представителей Нэнси Пелоси Ольмерт дал понять, что, с точки зрения Израиля, действующие экономические санкции против Ирана исчерпали себя, и призвал американцев предпринять более «агрессивные» шаги для противодействия проблеме, которую здесь считают угрозой номер один для существования еврейского государства.
Под «агрессивностью» израильский премьер понимает отнюдь не военные акции. Ольмерт, в частности, выступил за введение морской блокады Ирана, используя военно-морские силы США для ограничения возможностей судоходства иранского торгового флота. Премьер также предложил ввести ограничения на полеты иранской гражданской авиации и зарубежные поездки влиятельных иранских бизнесменов и высокопоставленных политиков.
О реакции американских гостей на инициативы Ольмерта в публикации не сообщается. Тем не менее, Пелоси в ходе визита в Израиль заявила, что США готовят целый ряд дополнительных мер, призванных помешать Ирану обрести ядерный статус. Нэнси Пелоси трудно отнести к лагерю Буша, хотя и её слова бальзам для сердца Ольмерта.
Американская администрация традиционно говорит о предпочтительности дипломатического и экономического давления на Иран, но при этом не исключает возможности силового решения проблемы. Тегеран, по-моему, недооценивает возможности такого решения, уповая на то, что США якобы завязли в Ираке. Военное руководство США однозначно заявляет, что у Пентагона достаточно сил и средств на проведение силовой акции в отношении Ирана.
В иранском ядерном детективе эпилог неизбежен. Вопрос только в том, каким он будет? Хватит ли жесткой позиции Москвы и лично главы российского МИД Сергея Лаврова, чтобы помочь Ирану избежать неприятностей?
А пока что посмотрим на будущие итоги визита Соланы в Тегеран. Обновленные предложения «шестерки», с которыми тот прибудет в Иран, предполагают, чтобы Тегеран хотя бы временно приостановил свою программу по обогащению урана, чтобы вернуться за стол переговоров, как того требуют все три резолюции Совета Безопасности ООН. Тегеран же в ответ, насколько это сейчас стало известно, вышел со своими предложениями, в которых он излагает своё видение международных и региональных проблем, в том числе и иранской ядерной программы. Хавьеру Солане опять не позавидуешь.
Петр Гончаров