Ирану поставили ядерный диагноз

США, их европейские партнеры и Израиль в целом сходятся в том, что у Тегерана нет ядерной бомбы, решение о ее создании не принято, но в случае его принятия бомбу соберут за год, а готовую к применению боеголовку – еще за год-два. К таким выводам пришло агентство Reuters, опросив американских и европейских чиновников с доступом к разведданным. Тем не менее иранская ядерная угроза растет, утверждают источники.

Как удалось выяснить Reuters, в конце 2006-го или начале 2007 года разведка США из телефонных и электронных переговоров иранских ученых, в том числе Мохсена Факхризадеха (он считается отцом ядерной программы), узнала об их жалобах в связи с полученным в конце 2003 года приказом о прекращении военных разработок.

Поскольку решение было принято вскоре после вторжения США в Ирак, Иран, возможно, испугался, что его может постичь участь соседа.

Эти данные, как отметил чиновник в администрации Барака Обамы, отличались гораздо большей степенью достоверности по сравнению с информацией по программам в Ираке, Индии и КНДР. В Белом доме полученные сведения произвели эффект разорвавшейся бомбы. Особенно если учесть, что Джордж Буш-младший находился под огнем критики после того, как в Ираке не обнаружили оружия массового поражения, послужившего предлогом для начала кампании. Доклад фактически временно парализовал планы США по лоббированию антииранских санкций в Совбезе ООН.

Американские разведчики сообщили Reuters, что позже были получены новые данные, в соответствии с которыми в 2006 году Тегеран рассчитывал на скорое сворачивание войны в Ираке и рассматривал возможность возобновления военной ядерной программы. Однако оценка этим сведениям была дана лишь в документе 2010 года, ни один отрывок из которого не опубликовали, так как он только подтвердил скандальный итог: Иран не работает над созданием ОМУ.

Что касается Израиля и европейских союзников США, то они изначально отнеслись к докладу скептически. Как полагают многие европейские эксперты, Иран разделил программу на отдельные фрагменты и продолжил заниматься ею в раздробленном виде. Иранская ядерная программа по-прежнему существует, уверены эти аналитики, но разбросана по разным военным и научным отраслям.

Первый компонент – обогащение урана. Известны все ранее засекреченные объекты, где ведутся такие работы. Их всего два – в Натанзе и в Фордо. Второй элемент – боеголовка, разработки которой, как полагают, идут на полигоне в Парчине. Третий элемент – средства доставки (ракеты) – у Тегерана уже имеется. «Ядерная угроза растет. Они (иранцы. – «НГ») вплотную приближаются к точке, в которой смогут принять решение собрать воедино все три части программы – обогащение, ракету, боеголовку», – заявил Reuters председатель комитета по разведке Палаты представителей Майк Роджерс. Просто верховный лидер аятолла Хаменеи пока не приказал соединить их вместе.

США и Израиль сходятся в том, что для разработки ядерной бомбы Ирану потребуется год, а для ее адаптации к ракете – еще год или два. Больше всего Тель-Авив опасается, что Тегеран может перенести ядерные объектts под землю или рассредоточить их по стране. Напомним, что на минувшей неделе министр обороны Израиля Эхуд Барак в разговоре с главой МИД Германии Гидо Вестервелле предупредил его, что Иран близок к созданию «зоны неприкосновенности». Такая зона сведет на нет ущерб ядерной программе Тегерана от израильского удара. В то же время США располагают оружием, способным уничтожать объекты на большей глубине, а также средствами дозаправки в воздухе. Поэтому Вашингтон убеждает Тель-Авив не спешить и обещает свою помощь.

Источник: Независимая газета