«Из варяг в индийцы» – новый иранский канал остаётся мечтой
#СМИ
Иранский посол в России Мехди Санаи заявил, что создание канала из Каспийского моря в Персидский залив является предметом переговоров между Москвой и Тегераном.
Примечательно, что дискуссия насчет возможности строительства такого канала началась еще в 2012 году, когда министр энергетики Ирана Маджид Намджу заявил в интервью агентству Fars, что проект обойдется примерно в 7 млрд американских долларов.
По мнению ряда экспертов, для России создание такого канала принесет реальную выгоду в виде быстрого доступа российских грузовых кораблей в Индийский океан без необходимости задействования турецких проливов Босфор и Дарданеллы.
Данные о том, сколько будет стоить реализация такого канала разнятся – на сегодняшний момент называется цифра в 6-10 млрд долларов, но уже утверждается, что России и Ирану такой канал сможет приносить 1,5 млрд долларов прибыли ежегодно.
Старший научный сотрудник Института Ближнего Востока Владимир Сажин в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что эти разговоры носят фантастический характер.
«Возможно, какая-то беседа на эту тему между Москвой и Тегераном и была, но в целом эта тема находится в области фантастики. Дело в том, что сделать канал из Каспийского моря в Персидский залив очень сложно. Ведь расстояние здесь больше 1000 км, преодолеть которое будет неимоверно трудно, учитывая непростой рельеф Ирана, который включает в себя горы и пустыни», - заключает Сажин.
Не говоря уже про тот факт, что одновременно с технической сложностью проекта, он будет чрезвычайно дорогим.
«Это не Панамский канал и не Суэцкий канал, здесь все будет гораздо сложнее, поэтому его строительство будет исчисляться непомерными суммами, которые на сегодня не подъемны ни России, ни, тем более, современному Ирану», - констатирует Сажин.
Кроме того, как отмечает Сажин, нельзя просто взять и начать строительство такого канала – для начала будет необходимо урегулировать массу юридических сложностей, которые связаны со статусом и разграничением Каспийского моря.
«На сегодня Каспийское море не обрело свой статус и уже не одно десятилетие идут переговоры. Фактически они начались с момента распада Советского Союза, когда прикаспийских государств стало не два, а пять. В результате чего, эти государства до сих пор не могут решить вопрос о статусе Каспия», - резюмирует Сажин.
Так что, основная проблема данного проекта, по словам Сажина, упирается в правовой статус самого водоема – является Каспий озером или морем, а также, собственно, необходимо определиться с критерием его деления на пять частей.
«Это серьезный правовой вопрос, потому что, если Каспий признать морем, то это будет один юридический казус, а если это озеро, то другой. Ведь если этот водоем обретет статус моря, то любой международный субъект сможет запросто направить туда свои суда через Волгодон или систему каналов из Санкт-Петербурга», - утверждает Сажин.
Сажин считает, что если такой канал действительно будет сделан, то Каспий, скорее всего, поменяет свой статус и водоем станет морем с правовой точки зрения, что отразится на очень многих вещах, как на вопросе допуска в его акваторию судов третьих стран, так и на коммерческих перспективах самого проекта.
«Это сложнейший вопрос. Конечно, мечтать не вредно, и вообще этот канал – хорошее дело, но осуществить такой проект на практике, во-первых, будет чрезвычайно сложно с правовой и технической точек зрения, а также банально дорого», - заключает Сажин.
Поэтому, по мнению Сажина, надо оставить этот проект для размышлений следующих поколений.
Впрочем, не стоит здесь забывать про тот факт, что Иран сегодня остро нуждается в инвестициях, поэтому усиленно проводит политику стимулирования инвестиционной привлекательности, а также рекламе тех возможностей, которые может дать национальная экономика. Возможно, что заявление по этому каналу как раз из этой серии, и Иран просто хочет привлечь к себе внимание.
«В настоящее время Иран, особенно после того, как с него сняли внешнеэкономические санкции, нуждается в двух вещах – огромных инвестициях, а также в передовых технологиях, причем это дело касается не какой-то конкретной отрасли, а всей национальной экономики этой страны», - констатирует Сажин.
Кашин отмечает, что министерство нефти Ирана в прошлом году заявило, что только для модернизации нефтяной промышленности, Ирану требуется от 100 до 500 млрд долларов.
«Поэтому нельзя исключать, что заявления со стороны г-на Санаи о строительстве данного канала является своеобразным прожектом на будущее», - заключает Сажин.
Оригинал: Экономика сегодня