Люксембургский форум: 5 процентов обогащенных надежд
#СМИ
Довольно размытое понятие «Международное экспертное сообщество» непосвященному читателю обычно мало что говорит. Еще более абстрактно звучит термин «неправительственная организация». Нравятся обывателю принятые международные решения или нет, но ему кажется, что это прямой продукт договоренности сторон, компромисс, достигнутый в результате прямых консультаций, некое подобие торга. Это издержки нашего сознания, сформированного в двуполярном мире прошлого века.
А между тем существуют организации авторитетные, но не стремящиеся к излишней публичности, как в нашем случае, Международный Люксембургский форум по предотвращению ядерной катастрофы – наиболее представительная в мире неправительственная организация ведущих мировых экспертов в области нераспространения ядерного оружия, сокращения и ограничения вооружений.
Форум был создан в 2007 году в Люксембурге решением Международной конференции по предотвращению ядерной катастрофы. В состав его консультативного совета вошли 49 наиболее авторитетных и хорошо известных в мире экспертов из 14 государств.
Основные задачи Форума заключаются в анализе угроз, связанных с распространением ядерного оружия, и разработке конкретных предложений и рекомендаций по направлениям дальнейшего сокращения ядерных вооружений, укреплению режимов ядерного и ракетного нераспространения, противодействию попыткам приобретения ядерного оружия и ядерных технологий со стороны неустойчивых режимов и террористических организаций, по разрешению иранского и северокорейского ядерных кризисов. Снижение ядерных угроз рассматривается в непосредственной связи с балансом обычных вооружений, с развитием высокоточного оружия, с перспективами сотрудничества государств в сфере ПРО.
Члены наблюдательного совета Люксембургского форума собрались 10 декабря на заседание в Варшаве, посвященное теме безопасной ядерной толерантности. Достаточно взглянуть на состав наблюдательного совета, чтобы понять, насколько эта мягкая сила влиятельна. В польскую столицу прибыли президент Люксембургского форума Вячеслав Кантор, профессор Стэнфордского университета, бывший министр обороны США Уильям Перри, экс-генеральный директор МАГАТЭ, посол Ханс Бликс, ректор Австралийского национального университета, в прошлом министр иностранных дел Австралии Гарет Эванс, в недавнем прошлом председатель правления СИПРИ и Верховный комиссар по делам национальных меньшинств ОБСЕ, президент Российского совета по международным делам, а ранее министр иностранных дел России и секретарь Совета Безопасности РФ, член Президиума РАН, академик РАН Николай Лаверов и заместитель Председателя Организационного совета Форума академик Алексей Арбатов, председатель организационного совета, профессор, генерал-майор в отставке Владимир Дворкин, директор Института стратегических оценок, заместитель председателя Организационного совета Форума профессор МГИМО Сергей Ознобищев, другие известные специалисты по ядерному разоружению и нераспространению.
Члены наблюдательного совета подвели итоги работы Форума за прошедший год, проанализировали новую ситуацию в сфере ограничения и сокращения ядерных вооружений, нераспространения ядерного оружия, и определят задачи на 2014 г. В качестве приглашенных гостей присутствовали председатель Комитета по международным делам Сената (верхняя палата парламента) Польши Влодзимеж Чимошевич; председатель Союза демократических левых сил, а также посол Российской Федерации в Польше Александр Алексеев. Ключевыми темами заседания стали вопросы безопасной ядерной толерантности и установления критериев незаявленной деятельности по разработке ядерного оружия, которые могут быть использованы МАГАТЭ и Советом Безопасности ООН для определения характера и целей ядерных программ государств-членов ДНЯО. Были также рассмотрены перспективы процесса ядерного разоружения, укрепления режима нераспространения ОМУ, сотрудничество в сфере ПРО и его роль в процессе ядерного разоружения.
Мы не услышали победных релизов. Г-н Эванс высказал глубокое разочарование американо-российскими отношениями и концом всего того процесса, который еще недавно был объявлен перезагрузкой. По его мнению, итоги нынешнего этапа разоружения довольно плачевны, отчего Индия, Пакистан и Китай чувствуют себя довольно комфортно, чего не скажешь обо всем остальном мире. Он говорил о психологических преградах руководителей и тяге к прежнему курсу, отчего число боеголовок за последние годы отнюдь не сокращается. Речь в первую очередь шла о России, но недобрым словом вспоминали и Францию.
Влодзимеж Чимошевич поделился своим впечатлением от Валдайского Форума. Польский сенатор послушал Шойгу и Путина и убедился, что для них НАТО по-прежнему угроза. И это при массе совместных российско-американских еще недавно немыслимых проектов на самые секретные темы, о которых вполне оптимистично говорил академик Лаверов.
Израильских журналистов по вполне понятным причинам интересовала ядерная программа Ирана, отчего и острота наших вопросов. Собственно, никто из этой элиты экспертного сообщества и не скрывал, что женевские соглашения в Израиле и Саудовской Аравии вызвали самую негативную реакцию. В Иране царит всеобщее ликование, но за победными реляциями и Тегерана, и миротворцев не следует забывать, что выдавать желаемое за действительное можно максимум полгода. В западных источниках прозвучало, что инспекторы МАГАТЭ получили доступ к военному объекту Парчин, о котором были подозрения, что там проводят испытания взрывных устройств к ядерным зарядам, но Соглашением это не предусмотрено. На данном этапе не удалось достичь согласия Ирана ратифицировать дополнительный протокол 1997 года к ДНЯО, что позволило бы инспекторам МАГАТЭ получать неограниченный доступ к любым незаявленным объектам по подозрению. И еще один важный пункт: Судя по информации о процессе женевских переговоров, не было поставлено требование полного закрытия технологии обогащения в Форду, где все оборудование укрыто в скальных породах на глубине более 80 метров. А ведь для мирной энергетики такие меры защиты абсолютно излишни.
Собственно, все соглашение основано на добровольном согласии Ирана ограничить свои ядерные программы, но не является юридическим документом, оно не содержит никаких гарантий со стороны Тегерана.
Наконец, женевское соглашение не содержит никаких признаков требований к Ирану ограничить разработку и испытания баллистических ракет как потенциальных носителей ядерного оружия, которые даже в обычном оснащении способны наносить эффективные удары по объектам мирной энергетики с катастрофическими последствиями.
По завершении заседания его участники подготовили традиционный итоговый документ со своими рекомендациями и конкретными предложениями. Подобные документы регулярно готовятся экспертами Люксембургского форума после каждого мероприятия и находят свой отклик среди адресатов – ведущих мировых политиков и лидеров крупнейших международных организаций. Опыт показывает, что практически все адресаты учитывали отражённые в этих документах рекомендации.
Израильская пресса в Варшаве была представлена широко. Аккредитовано было пять представителей газетных и интернет-изданий, радио, телевидения. Не думаю, что наш пессимизм в отношении женевских соглашений – большая новость для членов наблюдательного совета Форума. И что может, в отличие от дипломата, журналист, у которого в лучшем случае минута, чтобы задать вопрос? Я не розовый оптимист, но как минимум две задачи израильской прессы вижу: пытаться обрушить шквал вопросов, требующих прямых откровенных ответов, что, кажется, нам удалось. А еще попробовать понять, какова позиция конкретно каждого члена Совета и насколько она близка к нашей. Ведь рекомендации этих авторитетных и всемирно признанных экспертов в той или иной степени будут учтены в ближайшее время.
Источник: Израиль on-line