МАГАТЭ расщепилось по кандидатуре директора
#СМИ
Его не удалось избрать с первой попытки
Совет управляющих Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) собрался в Вене, чтобы избрать нового главу МАГАТЭ. Фаворитом изначально называли японского дипломата Юкию Амано, однако победить с первой попытки ему не удалось - голосование продолжится сегодня. Преемнику нынешнего главы МАГАТЭ Мохаммеда аль-Барадеи предстоит решать непростую задачу: как спасти разрушающийся режим нераспространения и предотвратить обретение ядерного оружия Ираном.
Главным пунктом открывшегося вчера в Вене заседания совета управляющих МАГАТЭ стал кадровый вопрос. Руководящий орган агентства, в которое входят 35 стран, должен избрать нового руководителя, который в ноябре сменит уходящего в отставку 66-летнего египтянина Мохаммеда аль-Барадеи.
Претендентов на кресло господина аль-Барадеи, которое он занимал последние 12 лет, двое. Это 61-летний японский дипломат Юкия Амано, представляющий Токио в МАГАТЭ и других международных организациях, и 69-летний южноафриканец Абдул Самад Минти, занимающий в агентстве ту же должность, что и его конкурент. Несмотря на то что послужные списки кандидатов сопоставимы (оба они в течение многих лет были вовлечены в переговорный процесс, связанный с проблематикой нераспространения и разоружения), между ними есть серьезные различия. Юкия Амано имеет репутацию лишенного харизмы технократа, склонного к компромиссам, в то время как Абдул Самад Минти считается более независимым и резким чиновником.
Накануне голосования фаворитом в борьбе за кресло директора МАГАТЭ считался Юкия Амано. По данным источников "Ъ" в Вене, близких к штаб-квартире МАГАТЭ, его кандидатуру лоббировали США и их западноевропейские партнеры. Кроме того, как стало известно "Ъ" из дипломатических источников, Москва также выразила готовность поддержать японского представителя. Тем не менее интрига сохранялась. Кандидатуру Абдула Самада Минти, который позиционировал себя "кандидатом от Юга", поддержала группа развивающихся стран, недовольных позицией ведущих членов ядерного клуба.
Впрочем, наблюдатели не исключали, что ни один из кандидатов не получит в первом туре необходимые 24 голоса и голосование продолжится в пятницу. Вчерашние выборы подтвердили эти прогнозы: по итогам тайного голосования, процедура которого повторилась трижды, японский кандидат получил 21 голос, недобрав до победы 3 голоса, в то время как его соперник из Южной Африки Абдул Самад Минти получил 14 голосов. Вчера наблюдатели в Вене предположили, что в случае дальнейшего сопротивления кандидатуре японца может быть выдвинута третья, компромиссная кандидатура.
Между тем кто бы ни возглавил МАГАТЭ после ухода Мохаммеда аль-Барадеи, перед ним будут стоять крайне сложные задачи. Наиболее трудноразрешимая - как установить эффективный международный контроль над ядерными программами Ирана, чего МАГАТЭ пока так и не удалось сделать. Кроме того, эксперты отмечают наблюдаемый в мире процесс расползания ядерных технологий, имея в виду ядерные амбиции КНДР, Сирии и других "пороговых государств". Этот "ядерный ренессанс" грозит похоронить режим ядерного распространения, сохранение которого потребует от нового главы МАГАТЭ решительных действий, способных найти поддержку как развитого Севера, так и развивающегося Юга.