Опасные игры с атомом
Эксперт (журнал) | #СМИ
Угроза конфликта с использованием ядерного оружия реальна как никогда, предупреждают эксперты
На минувшей неделе Дональд Трамп помимо прочих неотложных государственных дел занимался и своим любимым делом – воевал с американскими массмедиа. Один из ведущих телевизионных каналов сообщил, что президент США якобы потребовал резко увеличить ядерный арсенал страны. Трамп ответил в своей традиционной манере – серией гневных твитов. Возможно, это был всего лишь очередной эпизод в войне между журналистами и президентом-миллиардером. Но эксперты, занимающиеся проблемами оружия массового поражения, отмечают, что сейчас вероятность конфликта с использованием военного атома чрезвычайно высока. И в этом заслуга не только 45-го президента США.
Очередной скандал с Дональдом Трампом в качестве главного героя начал разворачиваться после того, как телекомпания NBC сообщила подробности проходившего в июле этого года совещания с участием президента и высших должностных лиц его администрации, отвечающих за оборону и внешнюю политику.
В ходе совещания обсуждались возможные действия США по сдерживанию ядерных амбиций Северной Кореи. Трампа ознакомили с данными об изменении численности американского ядерного арсенала за последние семьдесят лет. В конце 60-х годов в распоряжении американских военных было более 30 тысяч ядерных зарядов. Сейчас, по прошествии нескольких раундов взаимного сокращения арсеналов стратегических вооружений в США и России (ранее – СССР), их осталось порядка четырех тысяч. Как сообщила NBC, сославшись на свои анонимные источники, Трамп на совещании потребовал увеличить ядерный арсенал в десять раз. Военным и экспертам пришлось долго объяснять главнокомандующему, что это невозможно, учитывая соглашения с Россией. Да и нецелесо-образно, так как нынешнее ядерное оружие по мощности значительно превосходит то, что было разработано в 60-е.
Американские СМИ утверждают, что якобы после этого совещания госсекретарь Рекс Тиллерсон и назвал своего начальника «болваном». Сам Тиллерсон, естественно, эти слухи опровергает.
Материал телеканала NBC ожидаемо произвел эффект взорвавшегося ядерного заряда средней мощности. «Фальшивая NBC News сфабриковала историю о том, что я хотел вдесятеро увеличить ядерный арсенал США», – написал Трамп в своем Twitter. «Это чистый вымысел, придуманный для того, чтобы опорочить». И пообещал заняться проблемой лицензий на вещание американских телеканалов.
В минувшую среду Трамп опять публично прокомментировал историю, раскопанную телеканалом NBC. «Нам не нужно увеличивать размеры (ядерного арсенала. – «Профиль»). Но мне нужна [его] модернизация, и мне нужна [его] тотальная реабилитация. Он должен быть в превосходном состоянии», – заявил Трамп журналистам перед встречей с премьер-министром Канады Джастином Трюдо.
Трамп вплотную занялся ядерной тематикой сразу после своей инаугурации. Еще в январе Трамп издал распоряжение о пересмотре доктрины применения ядерного оружия (Nuclear Posture Review – NPR). Впервые это делалось при Билле Клинтоне в 1994 году. Администрации Трампа предстоит работать с наследием Барака Обамы, последний раз NPR пересматривалась в 2010 году.
Работа с доктриной должна быть закончена к концу этого года. Но в прессу время от времени утекают некоторые наработки нынешней администрации в ядерной сфере. В частности, обсуждается возможность использования в случае конфликта тактического ядерного оружия мощностью несколько килотонн. Оно обладает меньшей разрушительной силой, а потому, как полагают эксперты, искушение использовать его более велико.
Но увлечение администрации Дональда Трампа тактическим ядерным оружием – всего лишь часть мозаики. А в целом картина безрадостна – многие эксперты уже открыто говорят о том, что в условиях новой холодной войны угроза конфликта с использованием оружия массового поражения реальна как никогда. Эта проблема обсуждалась на минувшей неделе на юбилейной конференции Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы, ведущей неправительственной организации, объединяющей специалистов мирового уровня в области нераспространения ядерного оружия, сокращения и ограничения вооружений.
«2017 год характерен появлением немыслимой ранее неопределенности практически во всех сферах ответственности Люксембургского форума», – заявил президент форума Вячеслав Кантор. В 2018 году США и Россия должны завершить сокращение своих стратегических вооружений в соответствии с положениями Договора СНВ-3. Он предусматривает уменьшение числа развернутых стратегических носителей с каждой стороны до 700 единиц и до 1550 ядерных боезарядов на них. «Однако впервые в истории отношений двух ядерных сверхдержав имеет место длительный застой в переговорах по дальнейшим сокращениям ядерных арсеналов», – отметил Кантор. Кроме того, США и Россия обвиняют друг друга в невыполнении положений Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности от 1987 года, одного из ключевых соглашений эпохи завершения холодной войны.
По мнению президента Российского совета по международным делам, бывшего министра иностранных дел Игоря Иванова, еще несколько лет назад термин «ядерная катастрофа» звучал как изрядное преувеличение.
В 2011 году вступил в силу Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3), заработал переговорный механизм в формате 5+1 для разрешения ядерной проблемы Ирана. «К сожалению, сегодня, спустя 10 лет после создания Люксембургского форума, мы с полным основанием можем говорить о том, что угроза ядерной катастрофы не только не исчезла, а стала более чем реальной», – отметил Иванов. Как считает дипломат, отношения между Россией и США сейчас хуже, чем в эпоху холодной войны. Тогда они были предсказуемы, а сейчас – нет. При этом не получается выстроить диалог на политическом уровне.
Свое виденье причин новой холодной войны изложил бывший министр обороны США, профессор Стэнфордского университета, автор книги «Мое путешествие по ядерной грани» Уильям Перри. С одной стороны, это расширение НАТО к границам России, размещение систем противоракетной обороны в Восточной Европе и поддержка «цветных революций». С другой – присоединение Крыма, поддержка сепаратистских движений на Украине, размещение ракетных комплексов «Искандер» в Калининградской области.
«Уверен, что Путин не хочет военного конфликта с НАТО или США, но он создал опасную ситуацию на Украине и в Прибалтике. В ответ НАТО разместило бригаду в странах Балтии. Таким образом, сегодня в Прибалтике сложилась обстановка, при которой ни одна из сторон не хочет конфликта, но может по ошибке с легкостью оказаться в ситуации конфликта. При этом может иметь место эскалация до ситуации применения тактического ядерного оружия. Если это действительно произойдет, никто не сможет контролировать дальнейшую эскалацию конфликта», – полагает бывший глава Пентагона.
Уильям Перри разделяет пессимизм своих коллег. «Сейчас ввиду враждебности между США и Россией нами снова создаются предпосылки, которые могут заставить сегодняшних лидеров развязать ядерную войну, так же как и в случае с Карибским ракетным кризисом», – сокрушается он.
С Карибским кризисом Перри столкнулся вплотную – занимался анализом разведданных о советских ракетах на Кубе. «Ни Кеннеди, ни Хрущев не хотели начинать ядерную войну; в самом деле, они сделали все возможное, чтобы ее предотвратить. Однако они чуть не ввязались в такую войну по ошибке», – считает экс-министр обороны США.
По его мнению, опасность ядерной катастрофы в каком-либо виде сейчас гораздо реальнее, чем в эпоху холодной войны. «Тем не менее большинство людей, в том числе лидеры наших стран, пребывают в блаженном неведении данной опасности, в результате чего в политике наших государств подобная угроза не находит должного отражения», – сказал Перри.
Источник: Эксперт (журнал)