Перезагрузка Ядерного Нераспространения
#СМИ
Самое страшное оружие массового уничтожения могут создать два десятка стран
В Нью-Йорке работает третья сессия Подготовительного комитета Конференции 2010 года по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Напомним, что эти форумы проходят каждые пять лет.
ДАВНО НАЗРЕВШИЕ ПРОБЛЕМЫ
Сам договор, признаваемый всеми как основа международного режима нераспространения ядерного оружия, был открыт для подписания 1 июля 1968 года и вступил в силу 5 марта 1970 года. Сегодня его участниками являются 190 государств. Вне ДНЯО остаются Индия, Пакистан, Израиль. О выходе из ДНЯО заявила Северная Корея. Договор предусматривает соблюдение странами, не обладающими ядерным оружием, обязательств по сохранению своего неядерного статуса и одновременное обеспечение их прав на мирное использование атомной энергии.
Почти за 40 лет своего действия ДНЯО в целом способствовал предотвращению расползания ядерного оружия по планете. На этапе становления международного режима ядерного нераспространения одной из целей договора являлось ограничение количества государств, обладающих ЯО. И эта цель в основном была достигнута. От реализации военных ядерных программ отказались ЮАР, Аргентина, Бразилия. «Безъядерный выбор» сделали Белоруссия, Казахстан и Украина.
Вместе с тем в настоящее время помимо официальной ядерной «пятерки» обладателями ЯО стали Индия и Пакистан. Недавно к ним присоединилась КНДР. Не подтверждает, но и не отрицает наличия у него ядерного оружия Израиль. По данным Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), еще почти у 20 стран есть возможности для обретения ядерного статуса, однако по различным причинам они не спешат это делать. Для некоторых государств «ядерный выбор» - лишь вопрос политической воли в условиях ослабления режима ДНЯО: в технологическом плане они имеют все необходимые средства и компоненты для создания ядерных боеприпасов. Данные страны при возникновении угроз их национальной безопасности и суверенитету вполне способны достаточно быстро заполучить ЯО.
Именно для рассмотрения подобных вопросов и введена практика пятилетних обзорных конференций.
На Конференции 2000 года был принят Заключительный документ, в котором содержался рассчитанный на перспективу перечень мер многостороннего характера в области укрепления режима ядерного нераспространения, а также разоружения (так называемые «13 шагов»). Но, к сожалению, значительную часть из них так и не удалось осуществить. Не действует Договор по ПРО, «канул в лету» Договор СНВ-2, не запущены переговорный процесс по разработке Договора о запрещении производства расщепляющихся материалов для целей ядерного оружия...
До сих пор, несмотря на призыв Конференции-2000, не вступил в силу и открытый к подписанию еще с 1996 году Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), который, по оценкам экспертов, мог внести существенный вклад в укрепление режима нераспространения ядерного оружия. На сегодня договор подписали 176 государств, 132 из них его ратифицировали. Из 44 государств, присоединение которых к договору является обязательным условием его вступления в силу, ДВЗЯИ не ратифицировали США, Китай, Египет, Иран, Израиль, Индия, Пакистан, КНДР и др.
Впрочем, как заявил глава Департамента информации и печати МИД РФ Андрей Нестеренко, в российском внешнеполитическом ведомстве отмечают, что новая администрация США придает важное значение вступлению в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний в качестве ключевой меры ядерного нераспространения и разоружения. «Приветствуем приверженность президента США Обамы работе в направлении ратификации этого договора американской стороной. Скорейшая реализация этих намерений, несомненно, станет важным шагом на пути обеспечения вступления в силу договора и позитивным сигналом для других государств, от которых зависит вступление в силу ДВЗЯИ, последовать этому примеру», - подчеркнул официальный представитель МИД РФ.
Уточним, что Россия ратифицировала этот договор еще в 2000 году и последовательно проводит принципиальную линию на обеспечение скорейшего вступления его в силу.
Конференция 2005 года по рассмотрению действия ДНЯО вообще завершилась принятием заключительного документа лишь процедурного характера. Главная причина той ситуации, пояснили «НВО» в МИД РФ, оказалась в противоречии позиций ядерных и безъядерных государств. Безъядерные государства пытались добиться от сильных мира сего согласия на переговоры о ликвидации их ядерных арсеналов и настаивали на предоставлении правовых гарантий неприменения ядерного оружия. А ядерные страны делали акцент на вопросах укрепления режима нераспространения.
Таким образом, считают эксперты, Конференции 2010 года предстоит не только подвести итоги прошедшего десятилетия и разобраться, почему же не удалось сделать намеченные в 2000 году «13 шагов», но и определить политику ядерного нераспространения как минимум на ближайшее пятилетие.
ЕСТЬ ЛАЗЕЙКИ
В российских военно-дипломатических кругах «НВО» заявили, что Конференция-2010 может стать в определенной мере знаковой, если не переломной. В частности, считают эксперты, сводить сегодня вопросы ядерного разоружения только к сокращению имеющегося ЯО - это явное упрощенчество. Во-вторых, дальнейшее ядерное разоружение немыслимо без участия как официальных членов «ядерного клуба», так и государств, владеющих ядерным оружием «де-факто».
«Невозможно представить ситуацию, когда обладатели ядерного оружия - участники Договора о его нераспространении (Россия, США, Британия, Франция и Китай) будут разоружаться, а другие, не имеющие соответствующих договорных обязательств, продолжат сохранять и наращивать ядерные военные потенциалы», - подчеркнул глава Департамента по вопросам безопасности и разоружения МИД России Анатолий Антонов на открытии третьей сессии. Аналогичную позицию занял и Вашингтон. Выступая там же, на сессии в Нью-Йорке, заместитель госсекретаря США Роуз Гетемюллер заявила, что «общая приверженность Договору о нераспространении ядерного оружия, включая Индию, Израиль, Пакистан и Северную Корею, остается основной целью Соединенных Штатов».
Отметим, что главные ядерные игроки - Россия и США - провели значительные сокращения ЯО. По официальной статистике, только к концу 2005 года арсенал нестратегического ядерного оружия, доставшегося Российской Федерации после распада СССР, уменьшился на три четверти, а весь ядерный арсенал - более чем в пять раз.
Более того, российские специалисты убеждены, что активизация усилий на разоруженческом треке - это задача не только вышеназванных ядерных стран, но и всех без исключения участников ДНЯО. «Столь масштабная цель, как достижение «ядерного нуля», может рассматриваться только в неразрывной связи с решением других международных проблем, включая урегулирование региональных конфликтов, обеспечение жизнеспособности ключевых разоруженческих и нераспространенческих инструментов, вывод всего ядерного оружия на территорию стран, им обладающих, предотвращение размещения оружия в космосе, а также контролируемое прекращение гонки обычных вооружений», - заявили «НВО» в МИД РФ.
Фиксируя, что «ядерный раздел» в общей сфере нераспространения оружия массового уничтожения наиболее контролируемый и отработанный, эксперты тем не менее признают, что сегодня сохраняется несколько основных путей обретения ЯО. В частности, это несанкционированная передача соответствующих технологий и знаний неядерным государствам; самостоятельная разработка посредством развития необходимой научно-технической базы с использованием открытых источников; утечки технологий производства ЯО и другой чувствительной информации по причине слабости или отсутствия достаточного национального контроля.
Вышеперечисленные проблемы дополняются и усугубляются растущей угрозой ядерного терроризма. Несмотря на то что вероятность самостоятельного создания экстремистами ядерного взрывного устройства ввиду технической сложности решения подобной задачи оценивается специалистами как незначительная, возможно конструирование ими кустарных средств поражения с применением радиоактивных материалов (так называемая грязная бомба).
...ПЛЮС ИРАНСКАЯ ПРОГРАММА
Однако вернется к третьей сессия Подготовительного комитета Конференции 2010 года.
«Россия остается приверженной целям достижения мира, свободного от ядерного оружия», - подчеркнул в Нью-Йорке директор Департамента по вопросам безопасности и разоружения МИД РФ Анатолий Антонов.
Как удалось выяснить «НВО», в рамках достижения этих целей линия России будет заключаться в консолидации усилий с целью строгого выполнения пунктов ДНЯО с акцентом на практических задачах по укреплению режима ядерного нераспространения. Москва предлагает совместно разработать надежные и устойчивые схемы обеспечения ядерным топливом государств, развивающих атомную энергетику (без тиражирования чувствительных ядерных технологий). В данном контексте планируется привлечь внимание к созданному под Красноярском международному центру по предоставлению услуг ядерного топливного цикла: своеобразному складу ядерной энергетики для дисциплинированных, с точки зрения ДНЯО, стран. «Совместно с Казахстаном уже создан международный центр по обогащению урана в Ангарске. При центре под управлением МАГАТЭ планируется создать буферный запас низкообогащенного урана для обеспечения гарантированных поставок топлива в случае сбоя рыночных механизмов», - сообщил в Нью-Йорке Анатолий Антонов.
Вместе с делегациями государств - членов СНГ российская делегация предлагает расширить контрольные возможности МАГАТЭ в сфере проверки соблюдения участниками ДНЯО их обязательств по нераспространению.
Нет сомнений, и об этом заявил постоянный представитель РФ при отделении ООН и других международных организаций в Женеве Валерий Лощинин, что в ходе сессии, которая продлится три недели, Москва в очередной раз постарается добиться реализации предложения президента Дмитрия Медведева о придании глобального характера режиму Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, рассматриваемого в России как возможный важный фактор упрочения международного мира и безопасности и на глобальном, и на региональном уровнях.
Несмотря на видимую разумность обозначенных подходов, заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков на днях отметил, что предвидит «серьезные дискуссии на предстоящей в будущем году обзорной конференции Договора о нераспространении ядерного оружия».
Безусловно, не удастся обойти и тему Ирана.
На сессии российская делегация признала, что «нерешенность вопросов иранской ядерной программы» вызывает «серьезную озабоченность». При этом представителями МИД РФ подчеркивалось, что «Россия последовательно выступает» исключительно «за политико-дипломатическое урегулирование» данной проблемы. В эти же дни глава внешнеполитического ведомства России Сергей Лавров заявил в Вашингтоне, что Москва готова помочь американским партнерам в достижении взаимопонимания с Тегераном. Однако российский министр оговорился, что проблема иранской ядерной программы «может иметь только многостороннее решение».
Лавров ясно дал понять, что имеет в виду: Россия «приветствует послание президента Обамы к лидеру и народу Ирана, в котором выражено стремление к нормализации отношений». То есть Кремль готов содействовать американцам в диалоге с аятоллами лишь в том случае, если это будет включать в себя весь комплекс вопросов, касающихся региональных интересов США и Ирана, в том числе темы Афганистана и ближневосточного конфликта, а не одну лишь ядерную проблематику. Дабы в этом не оставалось сомнений Сергей Лавров отметил, что Россия не видит смысла в введении жестких санкций против Ирана.
Сегодня, по словам того же Рябкова, Россия выступает за возобновление контактов с Тегераном. И ожидает от них продвижения по двум направлениям: достичь прогресса по вопросу о начале полноформатных переговоров исходя из формулы «замораживание (военной ядерной программы Ирана) в обмен на замораживание (санкций против Ирана)». Она компромиссна, убежден замглавы внешнеполитического ведомства России, и позволяет сторонам сдвинуться с места, выйти из состояния того тупика, в котором они находятся. Второе направление - американо-иранское. Здесь, по оценке российского МИДа, тоже есть определенные перспективы.