Российский взгляд на северокорейскую ядерную проблему
#СМИ
9 октября 2006 г. Пхеньян провел подземное ядерное испытание. Мощность ядерного взрыва составила 400-500 тонн в тротиловом эквиваленте, что говорит о том, что испытание не было успешным. Тем не менее, факт происшедшего имеет важное значение для безопасности как на Корейском полуострове и в Северо-Восточной Азии, так и в мире в целом ввиду возможности бесконтрольного ядерного распространения.
Фактически КНДР стала девятым ядерным государством, помимо пяти постоянных членов Совета Безопасности (СБ) ООН, Израиля, Индии и Пакистана. А на очереди еще не менее 11 других «пороговых» ядерных государств, многие из которых являются или могут стать участниками региональных конфликтов. В случае негативного сценария, локальная ядерная война станет неизбежной. Именно поэтому Сеул выступил за немедленное обсуждение вопроса о северокорейском ядерном испытании в СБ ООН. Эту точку зрения поддержал и Вашингтон, потребовавший принятия соответствующей резолюции на основе главы седьмой Устава ООН, предусматривающей введение в отношении КНДР различного рода санкции. Пекин призвал Пхеньян вернуться за стол переговоров в рамках шестистороннего процесса, одновременно начав возведение на границе с КНДР бетонных заграждений высотой от 2 до 4 м. Япония же пообещала прервать все контакты с Северной Кореей и лишить последнюю гуманитарной помощи. Не осталась в стороне и Россия, которая заявила, что этот шаг Пхеньяна подрывает режим ядерного нераспространения и провоцирует в Северо-Восточной Азии гонку ядерных вооружений.
Ввиду провокационного характера ядерного испытания КНДР 14 октября 2006 г. была принята Резолюция СБ ООН 1718, которая осудила северокорейский ядерный взрыв как "явную угрозу международному миру и безопасности" и потребовала от Пхеньяна не производить новых ядерных испытаний или запусков баллистических ракет, "полностью отказаться от всего ядерного оружия и существующих ядерных программ, а также от всех других программ создания оружия массового уничтожения и баллистических ракет".
Прежде чем обсуждать северокорейскую ядерную проблему, необходимо понять, что представляет собой правящий в Пхеньяне режим. С начала 1990-х руководство страны начало отходить от марксистско-ленинской идеологии. Возрождались конфуцианские ценности и национальные традиции, в частности культ предков. Основой новой легитимации КНДР стал тезис о том, что она является продолжением древних корейских государств. Это усилило власть Ким Чен Ира и укрепило политическую стабильность, которую не поколебали ни голод, ни экономический кризис во второй половине 1990-х годов.
Новый руководитель, выбрав китайский путь развития, основанный на постепенных экономических реформах под жестким контролем государства, с июля 2002 г. сократил сферу действия карточно-распределительной системы, в 15-20 раз повысил зарплату рабочим и служащим. На предприятиях применяются различные формы материального стимулирования. Существенно увеличены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию и расширены возможности членов кооперативов заниматься индивидуальной трудовой деятельностью. Введена ограниченная конвертация местной валюты, и дано разрешение на хождение иностранной.
В 2000 г. после первого в истории межкорейского саммита в Пхеньяне существенно улучшились отношения между двумя корейскими государствами. В конце 2002 г. было санкционировано совместное создание Кэсонского индустриального района и Кымганской зоны туризма. Обе страны соединили свои железные дороги и получили выход на российскую Транссибирскую магистраль.
Нехватка электроэнергии является ключевой проблемой северокорейской экономики. Самостоятельно обеспечить себя электроэнергией страна может только путем создания собственной атомной энергетики. Ввиду ограниченности экспорта северокорейской продукции поставка, например, из России готовой электроэнергии или энергоносителей для тепловых электростанций возможна только на безвозмездной основе.
Другая проблема экономики состоит в ограниченности инвестиций извне. Несмотря на установление дипломатических отношений с Европейским союзом в 2002 г. и нормализации отношений с Токио, международные финансовые институты, под давление США, продолжают отказывать Пхеньяну в предоставлении кредитов. Поэтому исключительно важную роль играют инвестиции со стороны Китая и Республики Кореи.
На сегодняшний день Северная Корея по-прежнему живет «в условиях военного времени». В Вооруженных силах страны служит каждый пятый мужчина трудоспособного возраста, от 30 до 50 % экономики работают на военные нужды. Серьезность продовольственной проблемы стала ощущаться сразу после распада Советского Союза, который оказывал всестороннюю поддержку КНДР, в частности ежегодно поставляя 200 тыс. тонн удобрений и основную часть нефтепродуктов. В середине 1990-х в Северной Корее разразился голод, приведший, по американским оценкам, к гибели одного - двух млн. чел. Жертв могло бы оказаться и больше, если бы не масштабная помощь международного сообщества.
Внешнеполитическое положение КНДР остается крайне сложным. Корейская война формально не закончена: Северная Корея не имеет дипломатических отношений ни со своим южным соседом, ни с США, ни с Японией. Влиятельные правые круги Южной Кореи резко критикуют пхеньянский режим. А республиканская администрация США и вовсе причислила КНДР к «оси зла» и «оплотам деспотии», предупредив о возможности силовых действий со своей стороны и включив страну в список целей превентивного ядерного удара. Нерешенный вопрос с похищенными северокорейским режимом японцами мешает нормализации взаимоотношений с Токио. Все это, а также разработка Южной Кореей военной ядерной программы в 1960-1970-е годы толкнуло руководство КНДР к созданию собственного ядерного оружия.
Северная Корея располагает вполне достаточным для развития атомной энергетики количеством природного урана (более 4 млн. т. руды пригодны для промышленной разработки). В 1950-1960-е там с помощью СССР и КНР была создана научно-экспериментальная база атомной промышленности.
В 1974 г. Северная Корея вступила в МАГАТЭ с целью получения широкого доступа к материалам, необходимым для создания инфраструктуры ядерно-энергетического комплекса. В то же время она обратилась к Пекину с просьбой об оказании помощи в создании ядерного оружия.
В 1980-х в КНДР было закончено создание полного ядерного топливного цикла, который включает: урановые шахты в Пакчхоне и Пенгансане, специальную лабораторию в Университете им. Ким Ир Сена в Пхеньяне, завод по производству топливных стержней и соответствующее хранилище; исследовательский ядерный реактор мощностью 5 МВт (реактор двойного назначения: производство электроэнергии и оружейного плутония), а также радиохимическую лабораторию Института радиохимии для выделения плутония из отработанного ядерного топлива (ОЯТ) в ядерном научно-исследовательском центре в Ёнбёне (Йонбене).
Первоначально ядерное оружие планировалось создать на основе плутония. Однако данные путь оказался для Северной Кореи трудно реализуем из-за слабой технической базы. Возможно, что позднее Пхеньян запустил урановую ядерную программу (в этом его обвиняла Америка в октябре 2002 г.), которая, скорее всего, была основана на использовании центрифуг, закупленных в Пакистане. Однако и здесь потребовались значительные экономические и технические ресурсы.
В последние десятилетия ведущие мировые державы неоднократно пытались остановить работы над северокорейской военной ядерной программой, в основном путем двусторонних переговоров. Вначале ведущую роль в решении этой назревшей проблемы играл Советский Союз, который в середине 1980-х он потребовал от КНДР подписать Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) как обязательное условие оказания ей помощи в развитии атомной энергетики. Только после этого Москва поставила и смонтировала в Ёнбёне (Йонбене) исследовательский газографитовый ядерный реактор мощностью 5 МВт.
США активизировали свои действия в этом регионе после распада Советского Союза. В октябре 1994 г. Пхеньян и Вашингтон подписали Рамочное соглашение, согласно которому первый обязался остановить свою ядерную программу, а второй - бесплатно поставлять в Северную Корею 500 тыс. тонн мазута ежегодно, а также способствовать улучшению ее дипломатических и экономических отношений с внешним миром.
В соответствии с Рамочным соглашением США планировали к 2003 г. построить в Северной Корее атомную электростанция (АЭС) на основе двух легководных ядерных реакторов общей мощностью 2 ГВт, а КНДР - ликвидировать графитовые реакторы, способные нарабатывать плутоний. К этому времени Пхеньян обязался возобновить выполнение предъявляемых к ней требований по соглашению о гарантиях с МАГАТЭ. В период действия Рамочного соглашения Агентство не имело права проводить инспекционные проверки, что значительно сокращало возможности международного сообщества.
В марте 1995 г. Южная Корея, США и Япония учредили международный консорциум «Организация энергетического развития Корейского полуострова» (КЕДО), призванный объединить усилия по строительству в КНДР АЭС. Позднее к деятельности консорциума подключился Евросоюз. В 1997 г. были начаты работы по строительству АЭС в северокорейском районе Синпхо.
Рамочное соглашение предусматривало улучшение отношений между Вашингтоном и Пхеньяном вплоть до полной нормализации. Однако пришедшие к власти в Соединенных Штатах в 2001 г. республиканцы значительно ужесточили позицию. Правительство КНДР было признано самым тоталитарным и «репрессивным» государством в мире. Фактически Америка взяла курс на отказ от принятого предыдущей администрацией соглашения. Планировалось создать условия для смены северокорейского режима.
В октябре 2002 г. КНДР была обвинена в существовании тайной программы обогащения урана и от нее потребовали проведения инспекций со стороны МАГАТЭ; США, ЕС, Южная Корея и Япония прекратили как бесплатные поставки в Северную Корею мазута, так и строительство АЭС. А в ноябре 2002 г. Совет управляющих МАГАТЭ предупредил КНДР о недопустимости нарушения ею международных обязательств. В ответ Пхеньян заявил о возобновлении военной ядерной программы и предложил инспекторам МАГАТЭ покинуть страну, а в январе 2003 г. официально уведомил председателя Совета Безопасности ООН и участников ДНЯО о своем выходе из него ввиду необходимости защиты высших национальных интересов в условиях враждебности и давления со стороны США. В апреле того же года Северная Корея объявила о намерении создать ядерное оружие; в мае она в одностороннем порядке вышла из соглашения с Южной Кореей от 1992 г. о провозглашении Корейского полуострова безъядерной зоной.
Постепенно инициатива в проведении многосторонних переговоров перешла к Китаю, более активную позицию заняла и Россия.
В январе 2003 г., сразу после выхода КНДР из ДНЯО и в условиях отказа США от диалога, специальный представитель президента РФ Александр Лосюков передал в Пхеньян и Вашингтон (а затем и остальным заинтересованным сторонам) предложения о пакетном решении северокорейской ядерной проблемы. Оно предусматривало обеспечение безъядерного статуса Корейского полуострова, соблюдение ДНЯО и выполнение всеми сторонами обязательств, оговоренных Рамочным соглашением и другими международными договорами. По мнению российской стороны, двусторонний и многосторонний диалог должен был привести к предоставлению Северной Корее гарантий безопасности, а также к возобновлению гуманитарных и экономических программ. Стремясь покончить со взаимным недоверием США и Северной Кореи, Москва предложила, чтобы вовлеченные в урегулирование страны - соседи Северной Кореи (Россия, Китай, Южная Корея и Япония) осуществляли строгую координацию и контроль в отношении предпринимаемых шагов. На основе российских предложений Пхеньян сформулировал собственные предложения по решению существующей проблемы. По его инициативе число участников последующих переговоров выросло до шести: Россия, КНДР, Республика Корея, США, Китай и Япония. Первый раунд таких шестисторонних переговоров прошел в августе 2003 г. К настоящему времени уже прошли шесть раундов таких переговоров.
В течение второго этапа четвертого раунда шестисторонних переговоров (13-19 сентября 2005 г.) США согласились обеспечить КНДР энергетическими ресурсами в обмен на остановку ее военной ядерной программы, заявив о возможности поставки в Северную Корею легководного ядерного реактора в соответствующее время. Помимо этого, американская сторона подтвердила отсутствие своего ядерного оружия на Корейском полуострове, а также заявила, что она не намерена атаковать КНДР и вторгнуться на ее территорию с использованием ядерного или обычного оружия. Со стороны Северной Кореи было обещано вернуться в режим ДНЯО, допустить к своим ядерным объектам инспекторов МАГАТЭ и взять курс на нормализацию отношений с США и Японией. Все это нашло свое отражение в принятом "Совместном заявлении на четвертом раунде шестисторонних переговоров по решению ядерной проблемы Корейского полуострова".
К сожалению, в дальнейшем переговорный процесс по разрешению северокорейской ядерной проблемы вновь застопорился вплоть февраля 2007 г. Одна из причин этого заключалась в том, что в конце 2005 г. под давлением Вашингтона, обвинившего Пхеньян в отмывании денег и распространении фальшивых долларов, были заблокированы северокорейские счета в банке Banco Delta Asia в специальном административном районе КНР Макао (Аомэнь) на сумму около 25 млн. долл. И только в ходе заключительного третьего этапа пятого раунда шестисторонних переговоров, который завершился 13 февраля 2007 г., был принят итоговый документ о реализации первого этапа ядерного разоружения на Корейском полуострове. Согласно этому документу, Северная Корея обязалась закрыть и опечатать газографитовый исследовательский реактор в Ёнбёне (Йонбене), а также допустить в страну инспекторов МАГАТЭ в обмен на экономическую помощь и другие уступки. В частности, США согласились разблокировать указанные выше северокорейские банковские счета. Эту проблему удалось решить только в конце июня 2007 г., когда северокорейские финансовые средства поступили в КНДР через российский Далькомбанк.
Переговорный процесс по северокорейской ядерной проблеме и дальше шел достаточно сложно. Тем не менее, в ходе второго этапа шестого раунда шестисторонних переговоров, которые прошли в Пекине 27-30 сентября 2007 г., был принят совместный документ "Реализация действий второго этапа совместного заявления". Согласно которому, КНДР обязалась завершить выведение из строя своего газографитового ядерного реактора, радиохимической лаборатории и оборудования по изготовлению топливных стержней в Ёнбёне (Йонбене) до 31 декабря 2007 г. Американская сторона должна была направить в КНДР группу экспертов для подготовки к "демонтажу" ядерных объектов. Кроме этого, Пхеньян согласился продекларировать свои ядерные разработки к концу года и подтвердил свои обещания не передавать кому-то бы ни было ядерные материалы, технологии и сопутствующие научные разработки. А также было заявлено, что КНДР и Япония приложат усилия по решению вопросов истории и спорных вопросов для скорейшей нормализации дипломатических отношений. В соответствии с итоговым документом Пхеньяну была обещана экономическая помощь в виде 1 млн. т. мазута, включая уже поставленные 100 тыс. т.
Однако только к лету 2008 г. КНДР предоставила декларацию о своей плутониевой программе, полностью отрицая как наличие программы по обогащению урана, так и сотрудничество в ядерной области с Сирией. Тем не менее, Вашингтон, исходя из тактических соображений и пренебрегая мнением Токио о необходимости закрытия вопроса о похищенных в 1970-1980-е годы японских гражданах и предоставлении более полного северокорейского ядерного отчета, решил сосредоточиться на достижении промежуточного компромисса: получении всех возможных данных о плутониевой программе КНДР с задачей ее закрытия. В значительной степени американцам этого удалось, так как в рамках программы по демонтажу ядерных объектов в июне была взорвана охладительная башня исследовательского ядерного реактора в Ёнбёне (Йонбене). В октябре Вашингтону пришлось пойти на дальнейшую уступку и согласиться на исключение Северной Кореи из списка - пособников терроризма в обмен на контроль над ядерной программой Пхеньяна.
Казалось бы, что прогресс в разрешении северокорейской ядерной проблемы приобрел необратимый характер, но тут резко обострились отношения между КНДР и Республикой Кореей. Поводом для этого стало сделанное президентом Республики Кореи Ли Мьюнг-Баком (Lee Myung-Bak) во время визита в США заявление о том, что его конечной целью является объединение двух корейских государств под эгидой демократического правительства.
Таким образом, несмотря на значительные усилия со стороны США, Китая, России, Республики Кореи и Японии северокорейская ядерная проблема еще далека от своего решения. И причина этого состоит не только в неуступчивости Пхеньяна, но и в том, что остальные участники шестисторонних переговоров далеко не всегда проводили согласованную внешнюю политику в отношении КНДР. Хотелось бы верить, что в дальнейшем все участники переговоров учтут свои ошибки.
В этой связи особое место на шестисторонних переговорах занимает РФ, которая имеет хорошие отношения и с Сеулом, и с Пхеньяном. Она кровно заинтересована в сближении обоих корейских государств на основе политики мирного сосуществования, видя конечной целью их объединение, например, на конфедеративной основе. Во второй половине 1980-х годов именно Советский Союз создал условия для добровольного объединения двух германских государств. Накопленный в тот период опыт, способность затем решить сложнейшие проблемы по демаркации границ ряда постсоветских государств с Китаем и на этой основе сформировать новую систему международной безопасности в рамках Шанхайской организации сотрудничества - все это создает для России, как правопреемнице Советского Союза, уникальные возможности для решения аналогичных проблем на Корейском полуострове. Особенно это актуально с учетом усиления роли Москвы на международной арене.