Стратегические сигналы в области ядерного сдерживания

Осенне-зимний сезон, конец календарного года – время подведения итогов. Именно на этот период во многих странах приходятся и масштабные учения, которые направлены на укрепление ядерного сдерживания и стратегической стабильности. Хотя порой эти две задачи могут и противоречить друг другу. Так, появление новых средств доставки ядерного оружия и/или образцов неядерного оружия может восприниматься как дестабилизирующий фактор и требовать контрмер.

Ситуация усугубляется особо сложным характером стратегических вооружений, проекты разработки, испытаний, производства и развертывания которых требуют десятилетий усилий и огромных ресурсов. В случае неверной оценки планов вероятных противников может быть заложена база для стратегического баланса (или дисбаланса) на годы вперед. Например, северокорейские ракетные успехи заставляют США укреплять свою противоракетную оборону, что ведет к поиску новых решений по преодолению ПРО в России и Китае. И, опять же, речь идет о программах на десятилетия.

К ноябрю 2024 г. успели отгреметь учения российских стратегических сил сдерживания и натовских ядерных сил (Steadfast Noon). Не остались в стороне КНР и КНДР. При этом «сигналы», которые можно считать в ходе соответствующих мероприятий, отличаются.

В России «тренировка» прошла подчеркнуто скромно: две БРПЛ (баллистические ракеты подводных лодок) с двух флотов, одна МБР (межконтинентальная баллистическая ракета) с ПГРК (подвижный грунтовый ракетный комплекс), один тип тяжелых бомбардировщиков с крылатыми ракетами... Особый акцент был сделан на координации работы всех органов власти.

Конечно, можно предположить, что главной причиной такого подхода к организации учения было желание избежать возможных инцидентов. Проверенные системы скорее поведут себя должным образом, чем какие-то новые образцы стратегического вооружения.

Подробнее

Источник: "Ведомости"