The Jerusalem Post: Экс-советник Чейни: Буш не атакует Иран, он ждет прихода "Горбачева"
#СМИ
Дэвид Вюрмсер, до 2007-го года являвшийся советником вице-президента США Дика Чейни по вопросам безопасности, в интервью газете The Jerusalem Post заявил, что Джордж Буш не отдаст распоряжение атаковать Иран, чтобы остановить ядерную программу Исламской республики, до окончания своей президентской каденции (в январе 2009 года).
По словам Вюрмсера, для того, чтобы Буш решился ударить по Ирану, должны совпасть два фактора – он должен понять, что время для других решений истекло, и что дальнейшие дипломатические усилия бессмысленны. Однако в настоящее время, как отмечает бывший советник Чейни, складывается ощущение, что дипломатия тормозит иранскую ядерную программу. По мнению Дэвида Вюрмсера, сегодня Белый дом более склонен прислушиваться к госсекретарю Кондолизе Райс, настаивающей на дипломатических путях решения иранской проблемы, чем к воинственному Дику Чейни.
Вюрмсер дает понять, что в Вашингтоне рассчитывают на скорую смену режима в Иране – на то, что на смену режиму аятолл, придет некий иранский "Горбачев".
В то же время, Вюрмсер выразил уверенность в том, что Тегеран пытается создать видимость своей способности противостоять военной мощи США. По его словам, правящий иранский режим отличается "жуткой слабостью и жуткой нервозностью", и у этого режима нет почти ничего, кроме ядерной программы.
На этой неделе Дэвид Вюрмсер принял участие в симпозиуме по иранской проблеме, который проходил в Брюсселе. Помимо него, в работе этого форума принимали участие известные ученые и политики из Израиля, Европы, России и США. Организатором мероприятия был председатель Европейского еврейского конгресса Моше (Вячеслав) Кантор.
Как пишет The Jerusalem Post, господин Кантор заявил на симпозиуме, что около 10.000 европейских компаний продолжают поддерживать деловые связи с Ираном – совокупный оборот от этой бизнес-деятельности составляет около 100 миллиардов долларов в год.
Газета приводит слова Шмуэля Бара, из Герцлийского междисциплинарного центра, который, как и Вюрмсер, с большой долей скептицизма относится к воинственным заявлениям Тегерана. По его мнению, иранцы блефуют даже тогда, когда заявляют, что у них есть 30.000 террористов-смертников. Он говорит, что Тегеран будет готов использовать в этом качестве ливанцев или других арабов, но не иранцев. Господин Бар также полагает, что иранский ответ на военный удар "не будет столь ужасным, насколько ужасной будет действительность после того, как Иран станет ядерной державой".
The Jerusalem Post пишет и о докладе генерал-майора в отставке Владимира Дворкина, сотрудника Российской академии наук и Центра политических исследований в России, который представил несколько сценариев действий против Ирана и ответных действий иранцев. По его мнению, ограниченный воздушный удар (Израиля и/или США) по иранским ядерным объектам или более масштабная военная акция с участием ВВС ("югославский вариант") приведут к сплочению иранского народа вокруг действующего руководства страны. При таких сценариях, полагает Дворкин, иранский народ будет готов пожертвовать многим ради того, чтобы восстановить разрушенные объекты и возобновить ядерную программу.
Другие два варианта, по Дворкину, это – крупномасштабная военная операция ("иракский вариант") или смена политического режима в Иране. Эти сценарии он называет крайне маловероятными.
Дворкин также отметил, что в нынешней политической ситуации (конфликт на Кавказе) и, учитывая экономические интересы Москвы, вряд ли можно рассчитывать на то, что Россия поддержит усиление санкций против Ирана.
При этом, в отличие от многих других российских экспертов, Владимир Дворкин полагает, что, хотя все пути остановить Иран плохи, перспектива возникновения ядерного Ирана еще хуже.
Узи Арад, профессор из Герцлийского междисциплинарного центра, советник Биньямина Нетаниягу по внешней политике, выступил против тех, кто полагает, что появление ядерного Ирана неизбежно. По мнению Узи Арада, жесткие санкции способны убедить и Тегеран, и иранский народ в том, что ядерные амбиции ведут к краху национальной экономики.