Вячеслав Кантор: миру не хватает взаимного доверия

В столице королевства Нидерланды 7 июня открылась конференция Международного Люксембургского форума (МЛФ) по предотвращению ядерной катастрофы под названием «Рейкьявик: 30 лет спустя – уроки прошлого и ближайшие задачи». Мне удалось пообщаться с бывшим министром обороны США Уильямом Джеймсом Перри, который оценил, насколько вероятен хакерский взлом системы ядерной безопасности США

На этот представительный форум приехали ведущие эксперты по вопросам ядерной безопасности и люди, некогда находившиеся у штурвала мировой политики. Что очень важно - участниками конференции стали свидетели исторической встречи в столице Исландии в 1986 году.

Заочным участником конференции стал первый и единственный президент СССР Михаил Горбачев, который поприветствовал ученых, политиков и общественных деятелей. В своем обращении к участникам конференции Горбачев сравнил текущую политическую ситуацию с событиями тридцатилетней давности, подчеркнув, что «приоткрытое в Рейкьявике «окно в безъядерный мир» на наших глазах захлопывается и задраивается».

Михаил Горбачев считает, что движение к безъядерному миру становится все труднее:

«Создаются новые виды ядерного оружия. Наращиваются его качественные характеристики. Развертываются системы ПРО. Разрабатываются средства «быстрого неядерного удара», сравнимые по своей опасности с оружием массового уничтожения. Изменились к худшему военные доктрины ядерных держав, расширяющие «пределы допустимости» применения ядерного оружия. Во многом по этой причине возросла опасность распространения ядерного оружия».

Президент МЛФ Вячеслав Кантор заявил, что сложившаяся ситуация требует от политических лидеров незамедлительных действий и назвал наивысшим приоритетом восстановление американо-российских отношений в сфере ядерной политики. Это позволит приступить к разрешению противоречий по противоракетной обороне и по высокоточным неядерным стратегическим вооружениям, а также по контролю за нестратегическими ядерными вооружениями.

«Сегодня мы оказались в ситуации гонки между возможностью сотрудничества и вероятностью катастрофы. Это требует, чтобы лидеры начали действовать незамедлительно. Из-за роста напряженности в мире необходимо начать новый широкий диалог. Никакая архитектура безопасности, никакой набор правил и норм, никакие усилия по ведению переговоров или выполнению соглашений не принесут успеха, если не будет лидеров, преисполненных воли решать важнейшие проблемы на основе сотрудничества. Их долг в качестве лидеров – работать совместно над созданием более безопасного мира для всех его граждан», - заявил Вячеслав Кантор.

Среди наиболее актуальных вопросов ядерной безопасности Вячеслав Кантор назвал необходимость выработки мер для исключения риска случайного или ошибочного запуска ракет и увеличения времени для принятия решений о стартах стратегических ракет; сотрудничество по обеспечению сохранности ядерных материалов для предотвращения терроризма с катастрофическими последствиями; разрешение противоречий по противоракетной обороне и по высокоточным неядерным стратегическим вооружениям, а также по контролю за стратегическими и нестратегическими ядерными вооружениями.

По словам президента МЛФ, после Рейкьявика важнейшим стало то, что появилось доверие, которого сейчас так не хватает:

"Именно в результате этой встречи течение следующих лет были согласованы, подписаны и вступили в силу наиболее важные договора, сыгравшие историческую роль в процессе глубоких сокращений ядерного оружия. Я говорю о Договоре о ликвидации ракет средней и меньшей дальности и Договоре СНВ-1.

Подготовка этих договоров была исключительно сложной не только из-за огромного массива организационных, технических и проверочных элементов. Приходилось переосмысливать основные принципы ядерной политики, ядерного сдерживания в головах политического руководства и высшего генералитета двух стран.

Оценивания события тридцатилетней давности, считаю необходимым подчеркнуть исключительно глубокое понимание уже в то время высшими руководителями СССР и США катастрофических последствий применения ядерного оружия и необходимость его радикального сокращения".

Во время пресс-конференции, состоявшейся в первый день работы конференции, мне удалось пообщаться с бывшим министром обороны США Уильямом Джеймсом Перри. Напомню, именно он был одним из активных участников переговоров о ядерном разоружении и автором конкретных шагов в этом направлении.

В марте 1994 года Перри совершил поездку в Россию, Белоруссию, Украину и Казахстан. Обсуждалась ликвидация бывшего советского ядерного оружия на территории Белоруссии, Украины и Казахстана. 17 марта 1994 г. Перри в Москве встретился с министром обороны РФ Павлом Грачевым. В этот же день состоялись встречи и переговоры Уильяма Перри с первым заместителем министра обороны РФ Андреем Кокошиным и начальником Генерального штаба ВС РФ генерал-полковником Михаилом Колесниковым.

В январе 1995 года публично выступил в поддержку программы Нанна - Лугара, сообщив о снятии 2600 советских ядерных боеголовок с носителей (ракет и самолетов) и перевозке 900 боеголовок из Беларуси, Украины и Казахстана в Россию. Также он рассказал о «проекте Сапфир» - вывозе американцами из Казахстана 600 тонн высокообогащённого урана.

Перри сказал тогда: «Советский ядерный комплекс подобен гидре - многоглавому чудовищу из греческой мифологии. Бесполезно просто отсекать боеголовки, нужно уничтожить само чудовище, иначе появятся новые боеголовки».

В октябре 1996 года Перри приезжал в Москву, где выступил перед депутатами Думы, пытаясь убедить их ратифицировать договор СНВ-2.

В 1994-96 годах Перри не раз встречался с руководителями оборонных ведомств стран СНГ и участвовал в инспекционных поездках.

Однако все это - общеизвестные факты. Меня же заинтересовала оценка столь авторитетным человеком информации, взволновавшей современных американцев:

- Мистер Перри, недавно мне довелось прочитать, что американские компьютерные системы, контролирующие ядерное оружие, устарели. Как вы считаете, этот факт не помешает обеспечить полную безопасность ядерного арсенала, например, на случай кибер-атаки?

Уильям Перри считает, что теоретически кибер-атаке могут подвергнуться даже самые современные компьютерные системы. Но нет причин для паники: многоуровневая система кибербезопасности позволяет отразить хакерскую атаку на начальном этапе. Во всяком случае, волноваться за то, что некто извне сможет нажать на "ядерную кнопку", не стоит. Однако в Пентагоне должны учитывать худшие сценарии развития событий и не экономить на совершенствовании систем безопасности.

* * *

Международный Люксембургский форум по предотвращению ядерной катастрофы создан решением Международной конференции по предотвращению ядерной катастрофы, состоявшейся 24-25 мая 2007 года в Люксембурге. В состав Консультативного Совета Форума вошли 49 наиболее авторитетных и хорошо известных в мире экспертов из 14 государств.

Форум является одной из наиболее представительных неправительственных организаций, объединяющих ведущих мировых экспертов в области нераспространения ядерного оружия, сокращения и ограничения вооружений. Президент Форума - Вячеслав Кантор. Основные органы Форума: Международный консультативный совет и Наблюдательный совет.

Основные задачи Форума заключаются в анализе угроз, связанных с распространением ядерного оружия и разработке конкретных предложений и рекомендаций по направлениям дальнейшего сокращения ядерных вооружений, укреплению режимов ядерного и ракетного нераспространения, противодействию попыткам приобретения ядерного оружия и ядерных технологий со стороны неустойчивых режимов и террористических организаций, по разрешению региональных ядерных кризисов.

Источник: Русский базар