Вячеслав Моше Кантор: "Мы пока не знаем, каков дизайн иранской бомбы"
#СМИ
В Стокгольме состоялась двухдневная конференция Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы (МЛФ), на которой президент этой организации Вячеслав Моше Кантор выразил надежду, что удастся выработать рекомендации по дальнейшим шагам, направленным на сохранение и укрепление режима ядерного нераспространения
Нынешняя конференция Люксембургского форума – уже двадцатое по счёту мероприятие организации. Ранее встречи проводились в других мировых столицах – Москве, Риме, Вене, Стокгольме, Вашингтоне, Берлине, Праге, Варшаве.
МЛФ - одна из независимых от политической конъюнктуры организаций, на деятельности которых не сказываются сложности межгосударственных отношений. Ведущие эксперты по ядерной безопасности, известные политики и общественные деятели собрались в столице Швеции для того, чтобы оценить текущие проблемы и понять, каковы перспективы международного сотрудничества по продвижению договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Нельзя сказать, что они были оптимистичны. Несмотря на то, что "шестерка" руководителей мировых держав пребывает чуть ли не в эйфории от переговоров о сворачивании ядерной программы Ирана, далеко не все эксперты оценивают этот процесс оптимистично.
Естественно, профессионалы, как и все наши читатели, прекрасно осведомлены, что пункты грядущих соглашений с Ираном по-разному трактуются в Вашингтоне и Тегеране. Пока президент США Барак Обама уверяет, что из всех возможных вариантов выбран лучший и гарантирующий ядерную безопасность на Ближнем Востоке, пропагандисты режима аятолл говорят о победе над наивными представителями Запада. Еще бы: иранские власти в обмен на отмену экономических санкций не то что не дают серьезных гарантий прекращения разработок атомной бомбы, но и жестко не соглашаются пускать инспекторов МАГАТЭ на многие объекты.
Как и в переговорах с другими мусульманскими странами, к диалогу с Ираном следует подходить не с западных позиций, а с учетом национальных и религиозных особенностей партнеров. Израильские политики, например, прекрасно знают, что трактовки всех договоров на английском и арабском сильно разнятся. То же самое можно сказать и о трактовке на европейских языках и на фарси.
Руководству МЛФ понятна озабоченность Израиля, который руководители Исламской республики постоянно называют своей основной мишенью, грозятся стереть с карты и вполне конкретно угрожают ударом по Тель-Авиву, Хайфе и другим городам.
И, тем не менее, считают эксперты МЛФ, продолжать переговоры следует. Военная операция - последнее, что нужно в нашем нестабильном мире. Но хотя экономические санкции и политическое давление показали свою эффективность, режим аятолл по-прежнему остается устойчивым. А других партнеров по переговорам с иранской стороны попросту нет.
Понятно, что иранская тема, как всегда, превалировала на обсуждении текущих проблем. Тегеран приблизился к точке невозврата. Президент МЛФ Вячеслав Моше Кантор отметил на пресс-конференции, что мы пока не знаем, каков дизайн иранской атомной бомбы, и не в курсе, когда наступит стадия ее практического применения, но это не значит, что ее разработки не ведутся.
* * *
На юбилейной конференции МЛФ рассматривалось действие ДНЯО и проблемы регионального нераспространения ОМУ.
Участники конференции сосредоточили внимание на важнейших и наиболее актуальных на сегодняшний день вопросах в сфере ядерной безопасности, нераспространения ядерного оружия и разоружения. В числе основных вопросов повестки дня – экспертное обсуждение результатов конференции 2015 года по рассмотрению действия ДНЯО, которая прошла с 27 апреля по 22 мая нынешнего года. Кроме того, эксперты Люксембургского форума в ходе дискуссии предложили своё видение благоприятного разрешения иранской ядерной проблемы, а также пути выхода из северокорейского ядерного тупика.
Среди участников конференции – президент Люксембургского форума Вячеслав Моше Кантор, бывший генеральный директор МАГАТЭ Ханс Бликс, старший советник Генерального секретаря ОБСЕ Фред Таннер, спикер Рикстага (парламент Швеции), ранее председатель Комитета по международным делам парламента Швеции Урбан Алин, член Наблюдательного совета Люксембургского форума, ранее – Верховный комиссар по делам национальных меньшинств ОБСЕ и председатель Совета директоров Стокгольмского института исследования проблем мира (СИПРИ) Рольф Экеус, директор СИПРИ Иан Энтони, член Наблюдательного совета Люксембургского форума, профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», ранее председатель Комитета по международным делам и зампредседателя Государственный Думы ФС РФ Владимир Лукин, руководитель программы по нераспространению ОМУ и проблемам разоружения Международного института стратегических исследований в Лондоне Марк Фитцпатрик, директор Центра по изучению проблем нераспространения ОМУ им. Дж. Мартина, профессор Монтерейского института международных исследований Уильям Поттер, председатель Оргкомитета Люксембургского форума, главный научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Владимир Дворкин, а также многие другие эксперты по ядерному нераспространению и разоружению, представители авторитетных международных организаций, занимающихся решением проблем контроля над вооружениями и предотвращения ядерного распространения.
Открывая мероприятие, президент Люксембургского форума Вячеслав Моше Кантор подчеркнул, что время проведения конференции планировалось с расчётом на то, чтобы проанализировать итоги очередной Обзорной конференции по рассмотрению ДНЯО, а также на то, что будут с достаточной ясностью очерчены окончательные пункты Всеобъемлющего соглашения «шестёрки» с Ираном.
Однако, по словам Кантора, конференция не смогла принять итоговый документ. Основным камнем преткновения, при этом, в ходе дискуссий стал вопрос о созыве конференции по созданию на Ближнем Востоке зоны, свободной от оружия массового уничтожения.
«Я не могу сейчас оценить последствия этого события, - отметил президент МЛФ. – Очевидно, что это не укрепляет режим ядерного нераспространения. Но в какой степени Договор о нераспространении останется устойчивым, или ему угрожает сильное ослабление вплоть до разрушения, нам предстоит оценить. И это один из глобальных вызовов сегодня, потому что это единственная крыша в нашем общем мире. По результатам нашего анализа мы, надеюсь, сможем выработать рекомендации по дальнейшим шагам, направленным на сохранение и укрепление режима ядерного нераспространения».
Президент Люксембургского форума подчеркнул, что вопрос создания на Ближнем Востоке зоны, свободной от ОМУ, эксперты Форума неоднократно анализировали на своих мероприятиях, причём именно в итоговых документах по итогам конференций Люксембургского форума эксперты рекомендовали достаточно гибкие формулировки.
«Предлагалось подойти к решению этой проблемы поэтапно и сначала освободить этот регион от химического и биологического оружия, а на последующих этапах рассматривать и ядерное оружие, но только после нормализации военно-политической обстановки», - заявил Кантор.
Участники мероприятия уделили также большое внимание разрешению иранской ядерной проблемы и, в частности, обсудили результаты Всеобъемлющего соглашения «шестёрки» с Ираном. Президент МЛФ подчеркнул, что эксперты Форума надеялись на определённость с результатами переговоров «шестёрки» с Ираном. К сожалению, этого не произошло, и задача по достижению консенсуса в этом отношении оказалась усложнена.
Традиционно по итогам мероприятия подготовлен заключительный документ, содержащий основные выводы и рекомендации, который после окончания конференции направлен главам государств, официальным лицам и руководителям авторитетных международных организаций.
* * *
В пресс-конференции, прошедшей в рамках стокгольмского форума, на сей раз принял участие и директор Центра по изучению проблем нераспространения ОМУ им. Дж. Мартина, профессор Монтерейского института международных исследований Уильям Поттер. Журналистов заинтересовала его точка зрения на российско-американские отношения и на то, что США, по сообщению российских СМИ, собираются размещать неконвенциональное оружие на территории Европы.
Г-н Поттер отметил, что США ничуть не заинтересованы в гонке вооружений. Напротив, американцы намерены сделать все для того, чтобы свести ядерную угрозу до минимума.
Сегодня линия разлома всё-таки пролегает не между Россией и Западом, а между странами, потенциально угрожающим мировому порядку. Речь идет, прежде всего, об Иране и Северной Корее.
* * *
Международный Люксембургский форум по предотвращению ядерной катастрофы создан решением Международной конференции по предотвращению ядерной катастрофы, состоявшейся 24—25 мая 2007 года в Люксембурге. В состав Консультативного Совета Форума вошли 49 наиболее авторитетных и хорошо известных в мире экспертов из 14 государств.
Форум является одной из наиболее представительных неправительственных организаций, объединяющих ведущих мировых экспертов в области нераспространения ядерного оружия, сокращения и ограничения вооружений. Президент Форума — Вячеслав Кантор. Основные органы Форума: Международный консультативный совет и Наблюдательный совет.
Основные задачи Форума заключаются в анализе угроз, связанных с распространением ядерного оружия и разработке конкретных предложений и рекомендаций по направлениям дальнейшего сокращения ядерных вооружений, укреплению режимов ядерного и ракетного нераспространения, противодействию попыткам приобретения ядерного оружия и ядерных технологий со стороны неустойчивых режимов и террористических организаций, по разрешению ядерных кризисов Ирана и КНДР.
Источник: Русский базар (газета, США)