Видеообращение Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова к участникам Московской конференции по нераспространению
МИД РФ | #НОВОСТИ
Уважаемые коллеги,
Приветствую участников Московской конференции по нераспространению, организуемой Центром энергетики и безопасности.
Ваша встреча проходит в непростых условиях: кризис системы контроля над вооружениями, разоружения и ядерного нераспространения отражает беспрецедентно глубокую деградацию в области международной безопасности.
Сегодня США и их натовские сателлиты по-прежнему одержимы идеей нанести России «стратегическое поражение», готовы и далее сдерживать нашу страну до «последнего украинца». При этом западники опасно балансируют на грани прямого военного столкновения ядерных держав, что чревато катастрофическими последствиями. Особое беспокойство вызывает тот факт, что именно «тройка» западных ядерных государств – в числе ключевых спонсоров преступного киевского режима, главных инициаторов различных провокационных шагов. Видим в этом серьезные стратегические риски, ведущие к повышению уровня ядерной опасности.
Возглавляемый США «коллективный Запад» цинично сочетает целенаправленный демонтаж мешавших Вашингтону сбалансированных и равноправных соглашений с продвижением откровенно «шулерских» схем, создающих преимущества для американской стороны. Цель очевидна – добиться одностороннего военного превосходства за счёт новых ограничений на ядерные арсеналы оппонентов при закреплении совокупного перевеса Запада в области неядерных потенциалов.
В погоне за решающим военным превосходством Вашингтон и его союзники расширяют сеть альянсов, направленных против третьих стран. Активно осуществляют целый ряд крайне дестабилизирующих военно-технических программ. Среди них – выстраивание глобальной системы ПРО в сочетании с накоплением высокоточных вооружений под задачи обезоруживающих и обезглавливающих «глобальных ударов»; передовое базирование ядерного потенциала США в Европе и его дестабилизирующее развитие в рамках «совместных ядерных миссий НАТО», а также подготовка к размещению оружия в космосе и наземных ракет средней и меньшей дальности в различных регионах мира.
Глубокое беспокойство вызывает формирование партнерства США, Великобритании и Австралии AUKUS, которое все в большей степени приобретает черты военного блока. В этом ряду и рост военных расходов стран НАТО и союзников Соединенных Штатов, планы по наращиванию ядерного потенциала Великобритании.
В условиях ведущейся против нас тотальной гибридной войны никакой основы для диалога с Соединенными Штатами по контролю над вооружениями и в целом по вопросам стратегической стабильности не существует. Данная тематика не может быть искусственно «выделена» из общего международного сегмента и рассматриваться в отрыве от других аспектов межгосударственных отношений, как это пытаются представить в Вашингтоне. Разговор по этим сюжетам станет возможен только после отказа американских властей от откровенно враждебного антироссийского курса. Любая гипотетическая работа над снижением конфликтного потенциала должна носить комплексный характер. А в её основе должно лежать устранение центральной для нас проблемы агрессивной экспансии НАТО на восток. Эти принципиальные подходы для нас безальтернативны.
Подрыв существующей системы контроля над вооружениями и ядерного нераспространения негативно отражается на устойчивости Договора о нераспространении ядерного оружия. Проблемы, связанные с реализацией положений ДНЯО, не только сохраняются, но и нарастают. Последние два обзорных цикла Договора завершились блокированием проектов итоговых документов. В первом случае это сделали США, Канада и Великобритания, во втором мы стали свидетелями безобразного «спектакля», и когда страны «коллективного Запада» (включая упомянутых выше) начали наполнять документы заведомо непроходными и не имеющими отношения к ДНЯО формулировками, которые неизбежно привели к его блокированию.
Главная проблема состоит в том, что на протяжении длительного времени договор используется странами Запада для решения политических задач, не связанных с нераспространением ядерного оружия. Иными словами для оказания давления или прямых интервенций в отношении «неугодных» стран, повышения уровня контроля над ядерными программами государств, не входящих в западный блок. Такие действия вызывают ответную реакцию в виде завышенных требований в области ядерного разоружения со стороны неядерных государств. К этому можно добавить и инициативы некоторых государств-участников НАТО, пытающихся под флагом разоружения усилить контроль за ядерным арсеналом России и Китая.
Состояние дел на треке ядерного разоружения также невозможно рассматривать изолированно, в отрыве от текущих военно-политических и стратегических реалий. Тем более что Статья VI и преамбула ДНЯО четко вписывают данную тему в контекст всеобщего и полного разоружения. Решать эти задачи следует в совокупности, коллективными усилиями ядерных и неядерных стран и без искусственного «вычленения» из соответствующих обязательств по ДНЯО отдельных элементов.
Отдельно остановлюсь на ситуации с Договором о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Еще в 1999 г. Конгресс США под надуманными предлогами отклонил ратификацию ДВЗЯИ. С тех пор Вашингтон так и не предпринял каких-либо практических действий в этом направлении. Рассуждения о том, что ратификацию Договора, мол, не удается провести через Конгресс США, мы воспринимаем как пустую отговорку. Соответственно, мы делаем вывод, что американский политический истеблишмент в ДВЗЯИ не заинтересован.
Отзыв ратификации договора Россией стал логичным ответом на упомянутые деструктивные действия США и других стран Запада. При этом мы остаемся полноценным участником Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Не так давно мы завершили создание своего сегмента Международной системы мониторинга. Готовы вернуться к вопросу о ратификации договора, как только это сделают США.
Серьезную обеспокоенность вызывают предпринимаемые западниками попытки переформатирования «под свои корыстные интересы» Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО). Эту некогда авторитетную и сугубо техническую международную структуру страны Запада уже превратили в инструмент реализации своих геополитических интересов на Ближнем Востоке и за его пределами, «приватизировав» Секретариат ОЗХО. Итогом такой деструктивной деятельности стал раскол в ОЗХО, потеря ею независимого статуса и авторитета как общепризнанной экспертной площадки в сфере химического разоружения и нераспространения.
США при поддержке союзников продолжают пропагандистскую кампанию по дискредитации космической деятельности России и наших инициатив по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве. Цель – отвлечь внимание международной общественности от реальных угроз в космосе, добиться выделения дополнительных финансовых средств на наращивание своих национальных военно-космических потенциалов. При этом «градус» абсурдности антироссийских вбросов из Вашингтона зашкаливает. Дошло до голословных обвинений в некой угрожающей международной безопасности активности в космосе, связанной с «размещением там ядерного оружия».
Подобные измышления не имеют ничего общего с реальностью. Россия твердо привержена своим международно-правовым обязательствам, в том числе Договору о космосе 1967 г. Последовательно выступаем за сохранение космоса в качестве пространства для исключительно мирной деятельности всех государств на равноправной основе.
Приоритетом для нас остаётся выработка международного юридически обязывающего инструмента, устанавливающего надёжные гарантии предотвращения размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов. Основа имеется – проект соответствующего договора, представленный Россией и Китаем на Конференции по разоружению.
В свете непрекращающейся военно-биологической активности США во всём мире в нарушение Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия (КБТО) принципиальное значение имеют усилия мирового сообщества по укреплению Конвенции, прежде всего путём разработки юридически обязывающего протокола к ней, который предусматривал бы эффективный механизм проверки. На совершенствование режима Конвенции направлен и ряд российских инициатив. Рассчитываем на конкретные успехи на этом направлении по итогам деятельности учреждённой решением девятой обзорной конференции КБТО профильной Рабочей группы.
С учетом продолжающихся массированных поставок оружия и боеприпасов киевскому режиму, осуществляемых натовцами и их сателлитами в нарушение взятых на себя ранее международных обязательств по контролю за экспортом военных технологий и оборудования, придаем большое значение проблематике контроля над межгосударственными передачами обычных вооружений. В этой связи важно, чтобы страны на национальном уровне неукоснительно реализовывали Программу действий ООН по предотвращению и искоренению незаконной торговли легким и стрелковым оружием и Регистр обычных вооружений ООН.
Убеждены, что для предотвращения дальнейшей деградации обстановки в мире, поддержания долгосрочной стабильности и формирования реалистичной разоруженческой повестки востребованы совместные усилия по выстраиванию обновлённой архитектуры международной безопасности, опирающейся на принципы многосторонности, равенства и неделимости. Только таким образом возможно снизить уровень межгосударственной конфликтности и обеспечить реальный прогресс в области контроля над вооружениями.
Источник: МИД РФ