Выступление руководителя делегации РФ В.И.Ермакова в ходе общеполитических прений в Первом комитете Генеральной Ассамблеи ООН
МИД РФ | #СМИ
Выступление руководителя делегации РФ, директора департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД России В.И.Ермакова в ходе общеполитических прений в Первом комитете Генеральной Ассамблеи ООН
Уважаемый господин Председатель,
Прежде всего, хотел бы поздравить Вас с избранием на эту высокую должность, пожелать успехов в работе и заверить, что Вы можете рассчитывать на всестороннее содействие российской делегации в проведении предметных дискуссий по представленной повестке дня.
Современные международные отношения характеризуются нарастанием политической турбулентности, напряжённости и непредсказуемости, обострением прежних и появлением новых угроз международной и региональной безопасности, усилением военно-политических факторов, подрывающих международный мир.
В этих условиях на первый план выходят вопросы обеспечения стратегической стабильности, которая подвергается сейчас самым серьёзным испытаниям. Именно от их решения зависит создание необходимых условий для укрепления международной безопасности, налаживания равноправного и взаимовыгодного многостороннего сотрудничества в целях дальнейшего продвижения по пути всеобщего и полного разоружения, ключевым направлением которого остаётся достижение безъядерного мира.
Российская Федерация как ответственный и последовательный сторонник процесса ядерного разоружения вот уже на протяжении более 50 лет вносит исключительно масштабный вклад в сокращение стратегических наступательных вооружений. 5 февраля с.г. Россия вышла на предельные уровни носителей и боезарядов по российско-американскому Договору о СНВ. В результате наш ядерный арсенал сокращён более чем на 85% по сравнению с пиком «холодной войны».
Намерены и дальше двигаться по этому пути. Готовы изучить опцию продления ДСНВ еще на пять лет. Договор это допускает. Однако прежде необходимо закрыть все остающиеся вопросы относительно его выполнения со стороны США (в частности, относительно одностороннего вывода из засчёта значительного числа средств СНВ в обход предусмотренных в Договоре норм). Нам нужен заинтересованный и ответственный партнёр.
Дальнейшее продвижение по пути ядерного разоружения невозможно без подключения к соответствующим усилиям всех государств, обладающих военным ядерным потенциалом. В первую очередь это касается соответствующих стран из военного блока НАТО. Однако, к нашему глубокому сожалению, таких намерений пока никто из них не обозначил.
Поддерживая идею освобождения планеты от ядерного оружия, мы выступаем за взвешенный поэтапный подход, базирующийся на учёте всех факторов, влияющих на стратегическую стабильность. Исключительно важным для процесса ликвидации ядерных вооружений остается принцип обязательного одновременного укрепления безопасности всех его участников по мере сокращения ядерных арсеналов.
Нельзя игнорировать явления и факторы современной военно-политической обстановки, оказывающие деструктивное воздействие на стратегическую стабильность и международную безопасность. Среди них, прежде всего, следует выделить появление в обновлённой ядерной доктрине США установок, ведущих к понижению порога применения ядерного оружия, а также ничем не ограниченное наращивание американской системы глобальной противоракетной обороны.
Не меньшую обеспокоенность вызывает перспектива размещения оружия в космосе. В последнее время поступает всё больше сигналов об активизации в некоторых странах подготовки к проведению боевых операций в околоземном космическом пространстве. Есть и серьёзные вопросы к действиям наших американских коллег вразрез с Договором о РСМД, включая наземное развёртывание универсальных пусковых установок Mk-41 на территории Румынии и Польши. Принимаются соответствующие административные решения и бюджетные документы, создаётся военно-политический и экономический задел, ведётся массированная обработка национального и международного общественного мнения.
Ядерному разоружению также препятствует сохранение нестратегического ядерного оружия в Европе, сопровождающееся дестабилизирующей практикой т.н. «совместных ядерных миссий» НАТО, в рамках которых неядерные государства альянса участвуют в планировании применения ядерных боеприпасов и привлекаются к отработке соответствующих навыков, что является прямым нарушением ДНЯО.
Серьёзным фактором, оказывающим негативное влияние на стратегическую стабильность, являются политические игры вокруг Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Новая ядерная доктрина США, по сути, перечёркивает перспективы вступления ДВЗЯИ в силу, т.е. само дальнейшее существование Договора как полноценного международно-правового инструмента. Ни о каком ускоренном завершении создания верификационного механизма ДВЗЯИ и его применении до вступления Договора в силу не может быть и речи.
Мы против таких скоропалительных конъюнктурных решений в сфере ядерного разоружения, как Договор о запрещении ядерного оружия (ДЗЯО). Запрет на ядерное оружие имел бы смысл только после полной ликвидации военно-ядерных арсеналов в целях обеспечения необратимости ядерного разоружения в рамках процесса всеобщего и полного разоружения.
Приходится констатировать, что в нынешнем виде ДЗЯО не достигает обозначенной в нём цели и никак не способствует дальнейшему сокращению ядерных арсеналов. Наоборот, он подпитывает завышенные ожидания и создаёт иллюзию, будто проблему ядерного оружия можно решить, игнорируя факторы, влияющие на стратстабильность и основополагающие принципы процесса разоружения.
Такой новый запретительный инструмент, входя в противоречие с ДНЯО, подрывает международный режим ядерного нераспространения. ДЗЯО провоцирует разобщённость международного сообщества, отвлекая его от реальной задачи создания необходимых условий для продолжения процесса ядерного разоружения.
Уважаемый господин Председатель,
Мы находимся в середине очередного обзорного цикла ДНЯО, к 50-летию со дня открытия для подписания которого мы подошли в очень непростых условиях. Углубляются противоречия между ядерными и неядерными государствами, усиливаются разногласия и внутри этих групп стран. Подрыву и ревизии подвергаются общепризнанные нормы и механизмы в области ядерного нераспространения. В последнее время к этому добавились попытки использовать обзорный процесс ДНЯО в качестве «трибуны» для оказанияполитического давления на отдельные государства, а также привнесение на площадку ДНЯО тем, не имеющих никакого отношения к Договору.
У нас пока «нулевой» результат и с выполнением резолюции 1995 года о создании на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного и других видов оружия массового уничтожения (ЗСОМУ). Дальнейшее бездействие грозит серьезными последствиями для ДНЯО.
Представленный от имени Лиги Арабских государств проект решения ГА ООН о созыве до июня 2019 года Конференции по ЗСОМУ в нынешней тупиковой ситуации приобретает особую актуальность. С его принятием выполнение резолюции 1995 года по Ближнему Востоку переводится в практическую плоскость. Проект не противоречит интересам государств региона и заслуживает самой широкой поддержки.
Свою готовность взаимодействовать со всеми заинтересованными странами в целях созыва Конференции по ЗСОМУ мы не раз демонстрировали, предлагая практические шаги на этот счет. Россия готова поддержать инициативу ЛАГ и принять участие в Конференции. Призываем других соавторов упомянутой резолюции занять такую же конструктивную позицию.
Крупнейшим успехом в области ядерного нераспространения стало принятие Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы. Тегеран полностью выполняет свои обязательства по СВПД, что многократно подтверждалось МАГАТЭ. В настоящее время Иран является самым проверяемым со стороны Агентства государством-участником ДНЯО.
Выход США из СВПД считаем серьёзным просчётом, подрывающим ДНЯО, политически весьма недальновидным шагом.
Россия намерена следовать своим обязательствам по СВПД. Совместно с другими участниками СВПД мы ищем эффективные механизмы защиты торгово-экономического взаимодействия с Ираном от экстерриториальных санкций США. При этом убеждены, что по-настоящему действенными меры защиты от этих санкций могут быть в том случае, если они станут коллективными и создадут основу для участия в них всех заинтересованных стран.
Отмечаем роль МАГАТЭ как уникальной организации, содействующей расширению международного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии, надёжной опоры основанного на ДНЯО режима нераспространения ядерного оружия, важного механизма международного сотрудничества в области укрепления ядерной и физической ядерной безопасности, а также значимого инструмента содействия развитию. Выступаем за широкий доступ всех государств, соблюдающих свои нераспространенческие обязательства, к благам мирного атома. При этом для нас принципиально важно сохранение объективного, деполитизированного, технически обоснованного характера системы гарантий, базирующегося на соглашениях, заключенных между государствами и Агентством.
Считаем, что МАГАТЭ должно и далее дистанцироваться от любых инициатив, направленных на его втягивание в вопросы, связанные с проверкой ядерного разоружения или запрещением ядерного оружия. Рассматриваем подобные инициативы как попытку спровоцировать выход Агентства за рамки его целей и функций, определенных Уставом.
Уважаемый господин Председатель,
Российская Федерация полностью поддерживает действующие международные режимы запрета химического, биологического и токсинного оружия и последовательно выступает за их укрепление.
Как крайне деструктивные для режима КЗХО расцениваем попытки предоставления Гендиректору Техсекретариата Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) права фактически единолично, в обход СБ ООН, «определять виновных» в использовании отравляющих веществ. Рассчитываем, что государства, проводящие независимую политику на международной арене, со всей серьёзностью оценят происходящее в ОЗХО и на предстоящей Обзорной Конференции КЗХО выступят против претворения в жизнь столь одиозных и разрушительных для всей системы ООН решений.
Россия неоднократно предлагала создать под эгидой СБ ООН беспристрастный и высокопрофессиональный международный механизм, который бы расследовал все без исключения случаи «химического терроризма» (в первую очередь на Ближнем Востоке) в соответствии с высокими стандартами КЗХО. Однако наши инициативы стали жертвами безрассудной и авантюристической политики безответственных оппонентов законного правительства Сирии.
Предложение создать «промежуточный аппарат» в недрах Секретариата ООН для проведения расследований предполагаемого применения биологического оружия рассматриваем в контексте попыток сформировать управляемые и сговорчивые структуры, готовые пожертвовать собственной репутацией в целях выполнения политического заказа. Действия в обход КБТО несут угрозу заимствования уже имеющегося негативного опыта различных «альтернативных расследований». Любые многосторонние механизмы могут создаваться только в итоге полноформатных переговоров государств-участников. Никто не вправе нам, суверенным государствам, их навязывать.
Рассматриваем укрепление режима КБТО как одну из приоритетных задач международного сообщества. Перечень стоящих проблем очерчен в ходе августовской встречи экспертов, которую удалось провести в результате консолидированных усилий по преодолению кризиса, возникшего после восьмой Обзорной конференции в ноябре 2016 года.
Считаем, что сейчас нам необходимо сообща сконцентрироваться навыработке мер, способных укрепить КБТО. Рассчитываем на содействие со стороны Генсекретаря и Секретариата ООН.
Уважаемый господин Председатель,
С озабоченностью наблюдаем постепенный перевод отдельными государствами в практическую плоскость своих планов по созданию и размещению на околоземной орбите ударных космических систем. Их реализация угрожает запуском в космосе гонки вооружений с перспективой превращения космического пространства в ещё одну арену вооружённого противостояния. Для нас такое развитие ситуации, угрожающее подрывом международной безопасности и глобальной стабильности, абсолютно неприемлемо. Мы не хотим, чтобы человечество снова жило в ожидании очередного, теперь уже космического армагеддона, как это было на протяжении нескольких десятков лет после американских бомбардировок японских городов Хиросима и Нагасаки, когда угроза ядерной войны временами представлялась весьма реальной.
Именно поэтому Россия находится в авангарде многосторонних усилий по сохранению космоса свободным от оружия любого вида, предлагая и продвигая конкретные практические меры по ПГВК. По-прежнему убеждены, что единственным способом защиты человечества от разрушительных поползновений в космосе является разработка юридически обязывающего соглашения с участием в нём всех космически значимых государств, предусматривающего запрет на размещение оружия в космосе и применение силы или угрозы силой в отношении космических объектов. Пока же такое соглашение не заключено, Россия будет продвигать и поддерживать любые инициативы, способствующие обеспечению использования и исследования космоса в мирных целях и ставящие надёжный заслон на пути его вепонизации. Пока единственным таким предложением остаётся наша инициатива о неразмещении первыми оружия в космосе, постепенно приобретающая глобальный характер.
Центральную роль в вопросах контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения отводим многостороннему разоруженческому механизму ООН. Убеждены, что подготовка новых разоруженческих договорённостей за пределами ооновских механизмов снижает или даже сводит к нулю их эффективность.
Продолжаем уделять приоритетное внимание оздоровлению работы разоруженческих форумов ООН, прежде всего Конференции по разоружению (КР). В связи с этим хотелось бы ещё раз напомнить о нашей конструктивной и, надеемся, привлекательной для всех инициативе, представленной в марте 2016 г. в целях преодоления двадцатилетнего застоя в переговорной работе на Конференции. Речь о том, чтобы приступить к разработке международной конвенции по борьбе с актами химического и биологического терроризма. Таким образом был бы запущен переговорный процесс на КР в соответствии с имеющимся мандатом.
Спасибо за внимание.
Источник: МИД РФ