Международный Люксембургский форум по предотвращению ядерной катастрофы
ЧТО ТАКОЕ
«ЯДЕРНЫЙ КЛУБ»?
«Ядерный клуб» — это условное название группы государств, обладающих ядерным оружием.
К таким государствам на данный момент принято относить: США, Россию, Великобританию, Францию, Китай, Индию, Пакистан, Израиль и КНДР.
Помимо этого, ядерное оружие находится на территории ряда стран – членов НАТО или союзников США (Германия, Италия, Канада, Бельгия, Нидерланды, Турция, предположительно, Япония и Южная Корея, хотя последние две это отрицают). По мнениею отдельных экспертов, эти страны могут его применить при определённых обстоятельствах.
Согласно Лиссабонскому протоколу, подписанному в 1992 году, Украина, Белоруссия и Казахстан, на территории которых находилась часть ядерного вооружения СССР, к 1994-1996 годам передали его Российской Федерации. Собственное ядерное оружие имела и ЮАР, но в начале 1990-х годов добровольно от него отказалась после ликвидации режима апартеида.
Юридически статус так называемых «старых» ядерных держав, к которым относятся США, Россия, Великобритания, Франция и Китай, закреплён в положениях Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 года (сокращённо – ДНЯО). Здесь в статье IX п. 3 сказано:
«Для целей настоящего Договора государством, обладающим ядерным оружием, является государство, которое произвело и взорвало ядерное оружие или другое ядерное взрывное устройство до 1 января 1967 года»
Таким образом, на основании этого Организация Объединённых Наций и пятёрка «старых» ядерных держав – постоянных членов Совета Безопасности ООН – полагают появление новых членов «ядерного клуба» – как четырёх «молодых», так и тех, которые, возможно, появятся в будущем – незаконным в международно-правовом плане.
ИСТОРИЯ
«ЯДЕРНОГО КЛУБА»
Страны – члены «ядерного клуба» можно распределить по дате их «вступления» в «клуб» следующим образом:
Статусы стран по размещению ядерного оружия
«Старые» ядерные державы, основатели Договора о нераспространении ядерного оружия (Россия, США, Великобритания, Франция, КНР)
«Молодые» ядерные державы, не подписавшие Договор о нераспространении (Индия, Пакистан, КНДР)
Неофициальные ядерные державы (Израиль)
Страны, имевшие в прошлом ядерное оружие и добровольно отказавшиеся от него (ЮАР, Украина, Белоруссия, Казахстан)
Страны, предоставляющие свою территорию для размещения ядерного оружия других ядерных держав — членов НАТО (Германия, Италия, Турция, Бельгия, Нидерланды)
ЮАР
ЮАР, при ликвидации режима апартеида в начале 1990-х годов, добровольно уничтожила все шесть ядерных боезарядов, которыми она обладала (предположительно, созданы, как и боевые баллистические ракеты для его доставки, при израильской помощи), и прекратила при этом ракетную программу. Таким образом, Южно-Африканская республика стала единственным государством, которое сначала самостоятельно разработало собственное ядерное оружие, а затем отказалось от него на добровольной основе.
Украина
Украина, которая на момент развала СССР обладала третьим по численности (после США и России) арсеналом ядерного оружия, добровольно отказалась от него взамен международных гарантий безопасности.
Казахстан
Также – в результате соглашения, подписанного президентом США Биллом Клинтоном и Нурсултаном Назарбаевым – добровольно отказался от ядерного оружия и Казахстан, который на тот момент обладал четвёртым по численности ядерным арсеналом.
Ирак
Какое-то время в разработке ядерного оружия обвинялся Ирак. Так, Израиль в 1981 году нанёс ракетно-авиационный удар по иракскому ядерному центру в целях воспрепятствования его ядерной программе. Правительства США, Великобритании и Израиля, а также ряда других стран, выдвигали обвинения в адрес Ирака в тайной разработке ядерного оружия и его производстве. Впоследствии подобные обвинения послужили поводом для военных действий против Ирака в 2003 году, однако в результате эти подозрения не подтвердились.
Иран
В попытках вплотную приблизиться к обладанию ядерным оружием якобы под видом создания независимой ядерной энергетики также обвиняли Иран. При этом он сам заявлял неоднократно, что ограничивается только обогащением урана в мирных целях и не создаёт ядерное оружие, хотя и располагает возможностями для этого. Полный цикл обогащения урана был самостоятельно освоен Ираном к началу 2010-х годов.
15 июля 2015 года между Ираном и странами так называемой «шестёрки» (США, Великобритания, Германия, Франция, Россия и Китай) было достигнуто соглашение по ядерной программе ИРИ – в обмен на отмену санкций. По данному соглашению Иран обязался допустить на свои ядерные объекты инспекторов МАГАТЭ. В свою очередь, предусматривалось, что страны Запада будут пошагово снимать санкции с Ирана.
Согласно пунктам договорённости, МАГАТЭ должна получить доступ ко всем ядерным объектам Ирана на 20 лет; ни один из ядерных объектов Ирана не должен быть демонтирован; завод по обогащению ядерного топлива в Фордо станет научно-исследовательским центром без мощностей по обогащению урана; большая часть обогащённого урана должна быть вывезена за пределы страны; санкции США, ЕС и Совбеза ООН будут сняты после заключения всеобъемлющего договора относительно иранской ядерной программы.
Мьянма
В работах по созданию ядерного оружия в настоящее время также подозревают Мьянму, несмотря на Бангкогский договор (подписан 15 декабря 1995 года, вступил в силу 28 марта 1997 года).
Также в разное время появлялась информация относительно наличия ядерных военных программ или разработок у:
Эти государства имеют потенциальную возможность, при наличии ядерных реакторов и других объектов, стать членами «ядерного клуба» после принятия соответствующего политического решения и при наличии достаточного финансирования. Однако такая возможность сдерживается международными режимами нераспространения ядерного оружия и запрещения ядерных испытаний, в том числе и за счёт угрозы введения санкций со стороны ООН и ведущих держав.
Технологиями обогащения урана, различными по методам и глубине, необходимыми для производства ядерного оружия и ядерного топлива для мирной ядерной энергетики, помимо ядерных держав, обладают также Австралия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Германия, Испания, Италия, Нидерланды и Япония.
Из всех ядерных держав только Израиль и ЮАР не проводили серии испытаний ядерного оружия и не объявляли официально об этом. Однако по неподтверждённым сведениям, ЮАР в конце 1970-х – начале 1980-х годов всё же провела несколько испытаний своего ядерного оружия в районе острова Буве.
Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 года не подписали только Израиль, Индия и Пакистан – так называемые «молодые» ядерные державы. Иран, Мьянма и Сирия подписали этот договор. КНДР дезавуировала своё подписание до официального объявления о создании ядерного оружия.
Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 года не подписали Индия, КНДР и Пакистан. Подписали, но не ратифицировали США, КНР, Египет, Индонезия, Иран и Колумбия. Мьянма и Сирия подписали и ратифицировали этот договор.
Статусы стран по возможностям
создания ядерного оружия
«Старые» ядерные державы (Россия, США, Великобритания, Франция, КНР)
«Молодые» ядерные державы (Израиль, Индия, Пакистан, КНДР)
Страны, имевшие в прошлом ядерное оружие и добровольно отказавшиеся от него (ЮАР, Украина, Белоруссия, Казахстан)
Страны, подозревающиеся в создании ядерного оружия (Иран, Мьянма, Турция)
Страны, свернувшие свои ядерные программы (Австралия, Алжир, Аргентина, Бразилия, Нацистская Германия (ныне ФРГ), Египет, Ирак, Ливия, Мексика, Румыния, Тайвань, Швеция, Швейцария, Югославия (ныне Сербия), Южная Корея
Ядерное оружие в руках непризнанных государств и негосударственных организаций. Проблема ядерного терроризма
Вопрос относительно вероятности попадания ядерного оружия в руки различных террористических организаций не нов и начал обсуждаться достаточно давно. В исследовании, которое было проведено по заказу Конгресса США ещё в далёком 1977 году, обращалось внимание на то, что в случае, если террористы получат достаточное количество урана и плутония оружейного качества, «небольшая группа людей, никто из которых не был допущен к секретной информации, могла бы создать простейшее ядерное взрывное устройство» [5].
В дальнейшем, неоднократно выдвигались теории о том, что на постсоветском пространстве один или несколько ядерных зарядов потенциально могут попасть в руки непризнанных государств или разного рода негосударственных организаций и, таким образом, могут быть использованы террористами в своих целях. Обладание такого рода оружием, в частности, приписывалось Чеченской Республике Ичкерии. Также в попытках получить доступ к обладанию ядерным оружием обвиняли секту Аум Синрикё [6].
Вместе с этим, различные заявления о захвате советских или российских ядерных зарядов неправительственными организациями не получили подтверждения. В России они трактовались как попытки найти предлог для захвата контроля над российским ядерным оружием. Однако и без этого специалисты отрицали угрозу захвата ядерного оружия РФ террористами [7].
Стоит отметить, что подобные утверждения в своё время озвучивались и в отношении ядерного оружия США и Великобритании [8].
Тем не менее, вероятность того, что боеспособные атомные заряды благополучно сохранятся в частных руках, можно оценить как низкую, поскольку для того, чтобы атомная бомба сохранила свою работоспособность, требуются специальные условия транспортировки и хранения, а их вряд ли под силу обеспечить негосударственным организациям в течение длительного периода времени. Помимо этого, несанкционированная активация ядерного заряда блокируется специальными техсредствами, как то введение специального секретного кода [9].
Наряду с этим, осознавая опасность попадания ядерного оружия в руки террористических организаций, ведущие ядерные державы заключили ряд международных соглашений и выработали ряд документов, к которым относятся:
2003 год
Инициатива по безопасности в борьбе с распространением оружия массового уничтожения
2005 год
Международная Конвенция по борьбе с актами ядерного терроризма
2006 год
Глобальная инициатива по борьбе с актами ядерного терроризма
2004 и 2009 годы
Резолюции Совбеза ООН 1540 и 1887
На опасность ядерного терроризма – попадания ядерного оружия в руки террористов с непредсказуемыми последствиями – неоднократно обращали внимание многие экспертные международные организации, среди которых – Международный Люксембургский форум по предотвращению ядерной катастрофы.
«Полагаю необходимым подчеркнуть постоянно нарастающие угрозы ядерного терроризма, формы которого могут быть самыми разнообразными: от подрыва «грязной» бомбы или разрушения ядерных объектов до натурального ядерного взрыва», — отмечал на конференции Международного Люксембургского форума в Амстердаме (2016 год) президент форума Вячеслав Кантор.
«На антитеррористическом саммите в Вашингтоне в феврале этого [2016] года и на заседании ОБСЕ в декабре в Белграде российские представители, в том числе глава ФСБ России Александр Бортников, сделали важные предложения по противодействию международному терроризму. Все меры в соответствующих резолюциях Совбеза ООН и инициативах правильные и должны действовать. Но для предотвращения ядерного терроризма теперь этого уже недостаточно. Вряд ли можно сомневаться в том, что ИГИЛ [запрещённая в России], располагая значительными финансовыми ресурсами, остановится на уже зафиксированном применении химического оружия, и не будет стремиться получить компоненты радиологического оружия различного типа».
«И ИГИЛ в этом отношении не одинока, есть другие хорошо известные международные террористические организации, которые преследуют аналогичные цели. Только за одно десятилетие по данным МАГАТЭ зафиксировано несколько сотен случаев контрабанды радиоактивных материалов и количество их непрерывно растёт. Значительное количество контрабанды связано с высокообогащённым ураном и плутонием, пригодным для изготовления ядерного оружия. Совсем недавно были задержаны подозреваемые в попытках продажи террористам радиоактивных материалов, в том числе обогащённого урана и цезия. Но вряд ли можно сомневаться в том, что имеют место и не зафиксированные правоохранительными органами случаи хищения и продажи радиоактивных материалов различного качества. Известно, что международные террористические организации давно стремились нанять учёных-ядерщиков».
«Не могу не процитировать известного Грэма Эллисона, бывшего помощника министра обороны, автора исследования «Ядерный терроризм. Предотвратимая катастрофа», который ещё 10 лет тому назад написал: "Если политики будут действовать так же, как они действуют сегодня, то террористы смогут использовать ядерное оружие уже в следующем десятилетии. Ядерная атака террористов неизбежна". Это сказано в то время, когда главные ядерные державы, Россия и США вместе с Европой были солидарны в общих угрозах безопасности и вместе противодействовали им».
«Но теперь в условиях жёсткой конфронтации между Западом и Россией из-за кризиса на Украине, ростом военной активности на Западе и Востоке, трудно разрешимой проблемой беженцев в Европе, борьба с ядерным террором отошла, похоже, на задний план. Считаю, что это крайне опасно. Мы не можем предотвратить тротиловые и автоматные теракты, как же гарантированно противодействовать ядерному?! Вряд ли есть непреодолимые трудности для террористов доставить в какой-либо европейский мегаполис радиоактивные материалы различного качества, подорвать «грязную бомбу», изготовить ядерное взрывное устройство. Или разрушить один из многих исследовательских реакторов».
«Убеждён, что несмотря на жёсткую конфронтацию между Западом и Россией, рост военной активности, проблему беженцев, решительная борьба с ядерным терроризмом не должна отходить на задний план», — отметил президент Люксембургского форума Вячеслав Кантор.
В связи с этим эксперты Люксембургского форума считают необходимым:
- во-первых, признание лидерами России и США, ведущих государств Европы и мира противодействие ядерному терроризму высшим приоритетом обеспечения международной безопасности;
- во-вторых, безотлагательно реанимировать и усилить сотрудничество по всем принятым ранее инициативам и резолюциям Совета Безопасности ООН по ядерному терроризму;
- в-третьих, договориться, наконец, России, США, Европе, странам Ближнего Востока о тесной координации и усилении реальных действий против Исламского государства, на чем настаивает президент России Владимир Владимирович Путин;
- в-четвёртых, обеспечить предельно допустимое сотрудничество специальных служб и оперативных органов для выявления и пресечения попыток захвата ядерных материалов и подготовки ядерных терактов.