Итоговая декларация конференции Люксембургского форума «Контроль над вооружениями: бремя перемен». Рим, 4-5 июня 2019 года
СТАТЬЯ
В 2018 г., впервые после окончания холодной войны, стрелка часов
Судного дня на титульном листе Бюллетеня ученых-атомщиков
была передвинута на без двух минут полночь
«Контроль надвооружениями: бремя перемен»
Итоговый документ конференции Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы
Рим, 5 июня 2019 года
В работе Конференции, которая прошла в Риме 4-5 июня, приняли участие руководители всемирно известных международных организаций, занимающихся вопросами контроля над вооружениями и нераспространения: Ассоциации по контролю над вооружениями США, Международного движения «Глобальный ноль», Центра по изучению проблем нераспространения им. Джеймса Мартина, фонда «Инициатива по предотвращению ядерной угрозы», Пагуошского движения ученых, Российского совета по международным делам и Азиатско-тихоокеанской сети лидеров по вопросам нераспространения и разоружения.
Все участники единодушно выразили глубокую обеспокоенность по поводу продолжающейся деградации стратегической стабильности, вызванной распадом режима контроля над вооружениями и растущими темпами разработки новых видов ядерного оружия.
Основными проявлениями этого кризиса являются угроза прекращения действия Договора о ликвидации ракет средней̆ и меньшей̆ дальности (ДРСМД) в 2019 году, а также растущая неопределенность в отношении продления действующего Договора о стратегических наступательных вооружениях (ДСНВ) и вероятности заключения нового Договора по СНВ после 2021 года. Жизнеспособность Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) 2015 года по свертыванию и транспарентности иранской ядерной программы вызывает серьезные сомнения и порождает риск нового вооруженного конфликта на Ближнем Востоке. Возрастает вероятность того, что Обзорная конференция 2020 года по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) не сможет быть завершена принятием согласованного плана действий по укреплению Договора, что несет в себе риск подрыва целостности режима ядерного нераспространения.
Хуже того, деградация стратегической стабильности в сочетании с надвигающимся распадом основных договоров по контролю над вооружениями совпадает с нарастанием количества серьезных кризисов и войн на планете, которые чреваты неконтролируемой эскалацией и непредсказуемыми рисками. Угроза ядерной катастрофы в настоящее время выше, чем когда-либо во время холодной войны. Основная опасность заключается не в преднамеренном применении ядерного оружия каким-либо государством, а в том, что государства могут оказаться втянуты в войну из-за человеческой или системной ошибки, недопонимания или просчета, причем эти риски еще более усугубляются в связи с возникновением новых кибертехнологий. Исторической аналогией в данном случае должна служить не Вторая, а Первая мировая война. Оружием того времени – пулеметами и ядовитыми газами – было убито 25 миллионов человек. Применение современного ядерного оружия повлекло бы за собой смерть сотен миллионов человек, а жизнь на нашей планете в том виде, в каком мы ее знаем, была бы уничтожена.
В противоположность заявлениям руководителей самых влиятельных держав об их стремлении избежать гонки вооружений, эти государства фактически постепенно втягиваются в гонку вооружений: ядерных и обычных, наступательных и оборонительных, на региональном и глобальном уровнях, в космическом и кибер- пространстве. Это будет стимулировать дальнейшее распространение ядерного оружия и увеличит риск его попадания в руки террористических организаций.
При всей сложности эволюционирующего мирового порядка и передовых военных технологий, главной причиной сложившейся тяжелой ситуации является отсутствие должного внимания в отношении контроля над вооружениями со стороны руководства ведущих государств, а также их стремление к созданию качественно новыхсистем вооружений, способных оказывать дестабилизирующее воздействие. Весьма очевиднанепростительная недооценка опасности грядущей бесконтрольной, многосторонней и многогранной гонки вооружений, которая придет на смену существовавшему на протяжении полувека режиму контроля над ядерными вооружениями.
В свете этих опасных тенденций мы настоятельно призываем лидеров Соединенных Штатов Америки и Российской Федерации предотвратить прекращение действия ДРСМД, незамедлительно вступив в переговоры с целью выработки приемлемого механизма проведения инспекций на местах, направленных на устранение взаимных подозрений в несоблюдении Договора. В то время как будут идти переговоры, странам следует договориться о моратории на развертывание систем вооружений, запрещенных ДРСМД. Одновременно с этим они должны начать переговоры с Китаем и другими странами, обладающими ядерным оружием, об эффективных мерах контроля над вооружениями и уменьшения ядерной опасности.
В целях поддержания стратегической стабильности мы призываем руководителей США и России продлить действие ДСНВ на пятилетний период после 2021 г. и начать переговоры о заключении следующего договора СНВ, который должен будет охватывать традиционные и качественно новые системы стратегических вооружений и предусматривать применение реалистичных правил засчета и надежных методов проверки.
С целью укрепления ДНЯО мы настоятельно рекомендуем руководителям пяти ядерных держав приложить все усилия для обеспечения успеха Обзорной конференции по рассмотрению действия ДНЯО в 2020 году. Первым важным шагом на пути к достижению этой цели являются сохранение ДРСМД и ДСНВ. Вторым шагом является поддержание заключенного с Ираном СВПД, который требует, чтобы все стороны выполняли свои обязательства в ядерной области и по облегчению режима санкций в соответствии с положениями этой договоренности. Третий шаг должен заключаться в достижении определенного прогресса в создании зоны, свободной от оружия массового уничтожения (ЗСОМУ), на Ближнем Востоке. Четвертый шаг заключается в том, чтобы начать конструктивный диалог между государствами, обладающими ядерным оружием, и государствами, не обладающими им – включая участников Договора о запрещении ядерного оружия – основное внимание в котором уделялось бы практическим мерам по снижению опасности, в том числе понижению уровня готовности ядерного оружия к применению, ограничению его развертывания, сокращению ядерных арсеналов и принятию принципа неприменения первыми ядерного оружия.
Важнейшее значение для укрепления глобального режима ядерного нераспространения и ядерной безопасности имеет умножение усилий всех ответственных государств по дальнейшему укреплению международных договоров и конвенций в целях сдерживания угрозы ядерного терроризма и борьбы с ним, что требует более тесного сотрудничества для обеспечения полного осуществления и универсальности соответствующих международно-правовых документов. Это, несомненно, одно из ключевых направлений совпадения национальных интересов всех государств для обеспечения безопасности ядерных материалов и объектов. В этой связи крайне важно, чтобы США и Россия активизировали свое сотрудничество по борьбе с ядерным терроризмом.
В целях улучшения организационного потенциала для укрепления коллективных усилий мы предлагаем создать в Европе международный координационный центр, специально нацеленный на борьбу с угрозами ядерного терроризма. В этом центре на постоянной основе могли бы работать представители соответствующих национальных учреждений государств-участников, обладающих компетенцией в области защиты и безопасности радиоактивных и ядерных материалов, а также ядерных объектов, и имеющих возможность задействовать силы быстрого реагирования в случае необходимости.
Участники конференции отметили, что работа сети контактных групп на высшем и иных уровнях с участием министров, специалистов, военных и политологов, которая на постоянной основе функционировала между двумя ядерными сверхдержавами – США и Россией, была нарушена, и последствия этого могут быть непредсказуемыми. Восстановление этой системы должно стать приоритетной задачей.
Участники Конференции выступают с рекомендацией в адрес Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки принять новую декларацию, подтверждающую их убежденность в том, что в ядерной войне не может быть победителей, и она никогда не должна быть развязана. В течение последних нескольких лет Люксембургский форум постоянно обращал внимание на важность такой декларации. Ее принятие в нынешних условиях могло бы послужить отправной точкой для выполнения положений «дорожной карты», намеченной на данной конференции Люксембургского форума.
Участники Конференции Международного люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы:
КАНТОР Вячеслав Владимирович | Президент Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы. | |
АРБАТОВ Алексей Георгиевич | Заместитель председателя Организационного комитета Международного Люксембургского форума, руководитель Центра международной безопасности Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук (ИМЭМО РАН) (ранее – заместитель председателя Комитета по обороне Государственной Думы Федерального Собрания РФ), академик РАН (Россия). | |
БРУКС Линтон | Старший советник Центра стратегических и международных исследований, посол (ранее – заместитель министра энергетики США по вопросам ядерной безопасности, руководитель Национального управления ядерной безопасности) (США). | |
БЛЭР Брюс | Со-учредитель международного движения «Глобальный ноль», старший научный сотрудник Принстонского университета, член Наблюдательного совета Международного Люксембургского форума, доктор наук (США). | |
ДВОРКИН Владимир Зиновьевич | Председатель Организационного комитета Международного Люксембургского форума, главный научный сотрудник Центра международной безопасности Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук (ИМЭМО РАН) (ранее – начальник 4-го Центрального научно-исследовательского института Министерства обороны РФ), действительный член Российской академии ракетных и артиллерийских наук, Российской инженерной академии, Международной инженерной академии, Академии военных наук и Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского, профессор, доктор наук, генерал–майор в отставке (Россия). | |
ДУАРТЕ Серджио | Президент Пагуошского движения ученых, член Наблюдательного совета Международного Люксембургского форума, посол (ранее –высокий представитель ООН по делам разоружения) (Бразилия). | |
ЕСИН Виктор Иванович | Ведущий научный сотрудник Института США и Канады Российской академии наук (ИСК РАН), ведущий научный сотрудник факультета мировой политики МГУ им. Ломоносова (ранее – начальник Главного штаба, первый заместитель Главнокомандующего Ракетных войск стратегического назначения), профессор, генерал-полковник в отставке (Россия). | |
ИВАНОВ Игорь Сергеевич | Президент Российского совета по международным делам, профессор МГИМО (У) МИД России, член Наблюдательного совета Международного Люксембургского форума (ранее – министр иностранных дел РФ, секретарь Совета Безопасности РФ), член-корреспондент РАН (Россия). | |
КАРЛСОН Джон | Член Сети лидеров АТР за многосторонний подход к процессу ядерного нераспространения и разоружения, советник фонда «Инициатива по снижению ядерной угрозы» (ранее – генеральный директор Австралийского бюро по гарантиям и нераспространению, председатель Постоянной консультативной группы МАГАТЭ по вопросам соглашения о гарантиях) (Австралия). | |
КИМБАЛ Дарил | Исполнительный директор Ассоциации по контролю над вооружениями, доктор наук (США). | |
ЛЕГВОЛД Роберт | Почетный профессор факультета политологии Колумбийского университета, доктор наук (США). | |
ЛУКИН Владимир Петрович | Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Федерального Собрания РФ, президент Паралимпийского комитета РФ, профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), член Наблюдательного совета Международного Люксембургского форума(ранее – председатель Комитета по международным делам и заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, посол Российской Федерации в США), доктор наук (Россия). | |
ЛЕЛЛЮШ Пьер | Почетный член Правления фонда «Инициатива по снижению ядерной угрозы» (ранее – член парламента Французской Республики, специальный представитель Франции по Афганистану и Пакистану, министр по делам Европы и министр внешней торговли), доктор наук (Франция). | |
МИЛЛЕР Стивен | Директор программы по международной безопасности, главный редактор журнала «Международная безопасность», член Правления Белферовского центра науки и международных отношений Института государственного управления имени Джона Ф. Кеннеди Гарвардского университета, доктор наук (США). | |
ОЗНОБИЩЕВ Сергей Константинович | Заместитель председателя Организационного комитета Международного Люксембургского форума, заведующий Сектором военно-политического анализа Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук (ИМЭМО РАН),директор Института стратегических оценок, профессор МГИМО (У) МИД России, действительный член Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского (Россия). | |
ПЕРРИ Уильям | Профессор Стэнфордского университета, член Наблюдательного совета Международного Люксембургского форума (ранее – министр обороны США), доктор наук (США). | |
ПОТТЕР Уильям | Директор Центра по изучению проблем нераспространения имени Дж. Мартина, профессор Монтерейского института международных исследований, член Наблюдательного совета Международного Люксембургского форума, доктор наук (США). | |
РАУФ Тарик | Советник по вопросам политики и информационно-пропагандистской деятельности в Офисе исполнительного секретаря Организации по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ОДВЗЯИ), руководитель Организации по решению глобальных проблем в ядерной области (ранее – руководитель программы по разоружению, контролю над вооружениями и нераспространению Стокгольмского международного института исследования проблем мира (СИПРИ), руководитель Департамента МАГАТЭ по контролю и координации политики в области безопасности), доктор наук (Канада). | |
РОЛФИНГ Джоан | Президент и главный исполнительный директор фонда «Инициатива по снижению ядерной угрозы» (США). | |
РУМЕР Юджин | Директор и старший научный сотрудник российско-евразийской программы «Фонда Карнеги за международный мир» (ранее – офицер национальной разведки по России и Евразии Совета национальной разведки США), доктор наук (США). | |
САГДЕЕВ Роальд Зиннурович | Профессор Университета штата Мэриленд, член Наблюдательного совета Международного Люксембургского форума, академик РАН (Россия/США). | |
ФИТЦПАТРИК Марк | Научный сотрудник Международного института стратегических исследований (ранее – исполнительный директор Международного института стратегических исследований – Америка) (США). | |
ЭВАНС Гарет | Председатель правления Австралийского национального университета, член Наблюдательного совета Международного Люксембургского форума (ранее – сенатор и член парламента, министр иностранных дел Австралии) (Австралия). | |
ЭКЕУС Рольф | Посол, член Наблюдательного совета Международного Люксембургского форума (ранее – Верховный комиссар по делам национальных меньшинств ОБСЕ, председатель Совета директоров СИПРИ) (Швеция). |