Итоговая декларация Наблюдательного совета Международного Люксембургского форума "Обеспечение прорыва в области ядерного разоружения и нераспространения". Лондон, 7 декабря 2016 года

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОРЫВА В ОБЛАСТИ ЯДЕРНОГО РАЗОРУЖЕНИЯ И НЕРАСПРОСТРАНЕНИЯ

ДЕКЛАРАЦИЯ Наблюдательного совета Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы

7 декабря, 2016 г., Лондон

Члены Наблюдательного совета Международного Люксембургского форума выражают свою глубокую обеспокоенность по поводу продолжающегося углубления кризиса в области контроля над ядерным оружием.

Этот кризис происходит на фоне массового насилия и разрушений в Сирии, где впервые за многие десятилетия и Россия и Соединенные Штаты ведут интенсивные боевые действия без надлежащей координации и взаимодействия.

Минские договоренности по урегулированию украинского кризиса далеки от выполнения.

Россия и НАТО продолжают наращивать военную мощь вблизи общей границы и проводить военные учения все более крупных масштабов.

Заключенный в 1987 г. Договор о РСМД, который в свое время дал мощный старт великим достижениям в области ядерного разоружения и нераспространения, в настоящее время находится под растущей угрозой в связи со взаимными обвинениями США и России в несоблюдении Договора.

Хотя новый Договор СНВ выполняется должным образом, тем не менее, из-за шестилетней паузой, возникшей после подписания этого Договора в 2010 г., впервые за последние сорок с лишним лет утрачена поступательность в диалоге по контролю над стратегическими вооружениями.

Как никогда ранее, далеки друг от друга позиции обеих сторон по таким вопросам, как разработка и развертывание систем противоракетной обороны, разработка и испытания новейших систем высокоточных обычных вооружений большой дальности, ограничение достратегических ядерных вооружений, немилитаризация космического пространства, а также сокращение и ограничение обычных вооруженных сил в Европе.

Кроме успешно заключенного в 2015 г. соглашения по Совместному всеобъемлющему плану действий (СВДП) в отношении иранской ядерной программы, отсутствует какой-либо дальнейший прогресс в области укрепления системы и режимов нераспространения ядерного оружия. Более того, конференция по рассмотрению действия ДНЯО в 2015 г. закончилась провалом, а в 2016 г. Северная Корея провела два ядерных испытания и испытания баллистических ракет большой дальности.

Выполнение российско-американского соглашения от 2000 г. об утилизации плутония приостановлено, равно как и программы научного сотрудничества в области ядерной энергетики. Таким образом, ликвидированы последние элементы продолжавшегося четверть века широкого сотрудничества по обеспечению физической безопасности и безопасной ликвидации ядерных вооружений и материалов.

Вызывает сожаление, что в настоящее время принимающие решения ответственные деятели и широкая общественность в России и на Западе не уделяют серьезного внимания ни одному из этих вопросов.

В обстановке, которая характеризуется не только затяжной тупиковой ситуацией на переговорах по контролю над вооружениями, но и вызывающим обеспокоенность желанием все больше полагаться на ядерное оружие в качестве гарантии национальной безопасности, одной из немногих вселяющих надежду тенденций,является международное движение, которое акцентирует внимание на катастрофических гуманитарных последствиях любого применения ядерного оружия, а также поддержка со стороны большого числа государств идеи серьезных многосторонних переговоров, нацеленных в конечном итоге на построение мира, свободного от ядерного оружия.

Мы рекомендуем, чтобы как можно скорее были сделаны следующие шаги:

  • Российская Федерация, Соединенные Штаты и другие члены НАТО должны договориться о мерах по предотвращению опасных военных инцидентов на море и в воздухе, которые могут спровоцировать неконтролируемую эскалацию конфликта. В частности, к этим мерам должны относиться модернизация и укрепление заключенного в 1972 г. Соглашения между США и СССР о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним, а также заключенного в 1989 г. Соглашения о предотвращении опасной военной деятельности. В качестве следующего шага стороны должны договориться о существенном ограничении масштабов военных учений и разведении учений по географии их проведения, а также о расширении мер укрепления доверия, предусмотренных в Венском документе и в Договоре по открытому небу.
  • Соединенные Штаты и Россия должны сохранять и строго выполнять ДоговорРСМД и новый ДоговорСНВ. Существующие разногласия по поводу соблюдения Договора РСМД, которые в значительной мере имеют технический характер, должны быть урегулированы на конструктивной основепод плотным политическим контролем со стороны руководства обеих сторон.
  • Обе стороны должны безотлагательно инициировать переговоры о заключении очередного Договора СНВ с целью дальнейших сокращений стратегических ядерных вооружений, ограничения стратегических вооружений в обычном оснащении и согласования мер укрепления доверия, чтобы гарантировать, что развертывание систем противоракетной обороны обеими сторонами не подорвет стратегическую стабильность.
  • Обе стороны должны продолжить конструктивный диалог, нацеленный на выработку совместного понимания такого важнейшего понятия как стратегическая стабильность, которое должно принимать во внимание перспективу развертывания систем противоракетной обороны, разработки систем обычных вооружений большой дальности, дальнейшего распространения ядерных вооружений, баллистических, крылатых и гиперзвуковых ракет, а также систем ПРО во всем мире.
  • Участники заключенного в 2015 г. соглашения по Совместному всеобъемлющему плану действий (СВДП) в отношении иранской ядерной программы должны сделать все возможное, чтобы добиться должного выполнения этой договоренности всеми сторонами. Стороны должны вести конструктивный диалог, чтобы Иран оставался государством, не обладающим ядерным оружием, и не возобновлял сомнительную деятельность в ядерной области после истечения срока Совместного всеобъемлющего плана действий.
  • Резолюции 2270 и 2321 Совета Безопасности ООН о санкциях в отношении Северной Кореи должны строго соблюдаться всеми сторонами. В качестве первого этапа долгосрочного процесса денуклеаризации Корейского полуострова следует незамедлительно возобновить действенный диалог по северокорейской оружейной ядерной и ракетной программам с целью предотвращения новых испытаний ядерного оружия и ракет большой дальности со стороны КНДР.
  • Высочайшим приоритетом должно стать восстановление всеобщего консенсуса относительно того, что «ядерная война никогда не должна быть развязана и в ней не может быть победителей». В этом контексте обладающие ядерным оружием государства и их союзники должны пересмотреть свое полное неприятие любого процесса многосторонних переговоров о построении в конечном итоге мира, свободного от ядерного оружия. Введение полного запрета на обладание ядерным оружием потребует сложного и затяжного процесса переговоров, но нет очевидных причин для того, чтобы такой переговорный процесс не мог бы быть начат уже сейчас. Первым шагом в выполненииреалистической дорожной карты на этом пути могло бы стать заключение соглашения о неприменении ядерного оружия первыми.

Мы надеемся, что приход новой администрации в США и позитивная реакция на это со стороны России создадут возможность для улучшения диалога и последующих шагов, направленных на защиту системы и режимов контроля над ядерным оружием. Это могло бы также способствовать дальнейшему прогрессу в области ядерного разоружения и нераспространения.

Мы призываем руководителей Соединенных Штатов Америки и Российской Федерации предпринять все необходимые усилия для преодоления нынешнего кризиса в области контроля над ядерным оружием и достижения реального прогресса в самом скором будущем.

Участники заседания Наблюдательного Совета Люксембургского форума:

КАНТОР

Вячеслав

Президент Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы (Россия).

АРБАТОВ

Алексей Георгиевич

Заместитель председателя Организационного комитета Международного Люксембургского форума, руководитель Центра международной безопасности Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук (ИМЭМО РАН), академик РАН (Россия).

БЛИКС

Ханс

Посол, член Наблюдательного совета Международного Люксембургского форума, доктор наук (Швеция).

БРАУН Дес

Вице-президент фонда «Инициатива по снижению ядерной угрозы», член Наблюдательного совета Международного Люксембургского форума, Лорд Лэдитон (Великобритания).

ДВОРКИН Владимир Зиновьевич

Председатель Организационного комитета Международного Люксембургского форума, главный научный сотрудник Центра международной безопасности Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук (ИМЭМО РАН), профессор, генерал-майор в отставке (Россия).

ДХАНАПАЛА

Джаянта

Президент Пагуошского движения, посол, член Наблюдательного совета Международного Люксембургского форума (Шри-Ланка).

ИВАНОВ

Игорь

Сергеевич

Президент Российского совета по международным делам, профессор Московского государственного института международных отношений (У) МИД РФ, член-корреспондент РАН (Россия).

ЛУКИН

Владимир Петрович

Член Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Президент Паралимпийского комитета России, член Наблюдательного совета Международного Люксембургского форума, профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Россия).

ОЗНОБИЩЕВ Сергей Константинович

Заместитель председателя Организационного комитета Международного Люксембургского форума, заведующий сектором Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук (ИМЭМО РАН), профессор Московского государственного института международных отношений (У) МИД РФ (Россия).

САГДЕЕВ

Роальд Зиннурович

Профессор Университета штата Мэриленд, член Наблюдательного совета Международного Люксембургского форума, академик РАН (Россия/США).

ЭВАНС

Гарет

Председатель правления Австралийского национального университета, член Наблюдательного совета Международного Люксембургского форума (Австралия).

ЭКЕУС

Рольф

Посол, член Наблюдательного совета Международного Люксембургского форума(Швеция).