Иранские ядерные объекты нельзя уничтожить
#СМИ
Одним из авторитетных специалистов по обеспечению мировой безопасности является председатель независимой Международной комиссии по оружию массового уничтожения и экс-глава Международного агентства по атомной энергии швед Ханс Бликс. В 2000-2003 годах он занимал пост исполнительного директора комиссии ООН по наблюдению, контролю и инспекциям в Ираке. Комиссия искала в Ираке оружие массового уничтожения, и Ханс Бликс не раз порицал тогдашние иракские власти за нежелание сотрудничать. США воспользовались этим как поводом для вторжения в Ирак в марте 2003 года, после чего Бликс уже критиковал за войну американцев. Тем более запрещенное оружие в Ираке так и не обнаружилось.
На днях Ханс Бликс (28 июня ему исполнится 80 лет) выступил с докладом о том, повторится ли печальный иракский опыт в другой соседней стране - Иране. Его выступление состоялось в Риме на конференции Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы. Сразу после этого Ханс БЛИКС дал интервью "Времени новостей".
- Вы сейчас активно ищете пути решения иранской ядерной проблемы. Хочется пожелать вам и вашим коллегам не повторять иракских ошибок...
- Это были не мои ошибки, а ошибки США. Выводы моей комиссии были ошибочно истолкованы американской администрацией. Вашингтон заявил, что Ирак втайне создает запрещенное оружие - так появился повод для военной операции.
- Но и по поводу Ирана сегодня мы слышим из США не менее жесткую риторику...
- У меня много претензий к США, но я не думаю, что они сознательно стремятся обострить иранскую ядерную проблему. Вашингтон действительно заинтересован в соблюдении режима ядерного нераспространения и не хочет, чтобы Тегеран обзавелся атомным оружием. Но военные угрозы США в адрес Ирана контрпродуктивны. Американцы держат в Персидском заливе три ударных авианосца и в любую минуту могут нанести удары по иранским объектам крылатыми ракетами. Однако это не решит иранскую проблему. Иранские ядерные объекты и военную инфраструктуру нельзя уничтожить подобными ударами. Военная акция лишь укрепит единство иранского общества, сплотит его вокруг руководства и приведет к росту националистических настроений. А весь регион будет ввергнут в хаос.
- Как же вы предлагаете решать иранскую проблему?
- Необходимо сочетание двух путей. Это существенное ужесточение финансово-экономических санкций, придание им точечного характера так, чтобы были поставлены под угрозу нефтяная, нефтеперерабатывающая промышленность, энергетика Ирана. Одновременно мировое сообщество должно дать Ирану надежные гарантии суверенитета, территориальной целостности, сохранения существующего режима, гарантии ненападения на страну. Иранцам должны быть обещаны масштабные инвестиции, членство во Всемирной торговой организации. Иран необходимо не изолировать, а активнее вовлекать в переговорные процессы, в том числе на региональном уровне. Всем этим должны заниматься в первую очередь европейцы.
- То, что вы говорите, напоминает путь решения северокорейской ядерной проблемы - когда Пхеньян согласился отказаться от ядерной программы в обмен на широкую международную помощь...
- Переговоры с Северной Кореей оказались не менее сложными, чем с Ираном. Проблема недоверия между КНДР и ведущими мировыми державами, такими как США и Япония, усугублялась тяжелым историческим наследием. Стремление Северной Кореи получить ядерные технологии во многом объяснялось исторической памятью народа о корейской войне 1950-1953 годов, опасениями нового конфликта. Кроме того, жесткое давление, которое оказывалось на страну, наносило ущерб чувству национального достоинства северокорейцев. Как только переговоры удалось ввести в практическое финансово-экономическое русло - многие проблемы удалось снять.