Россия - Трампу: переизберись, тогда и обсудим
Росбалт | #СМИ
Несмотря на воинственную риторику, Москва в целом готова договариваться с Вашингтоном по ограничению ядерных вооружений, полагают эксперты.
Спецпосланник президента США Маршалл Биллингсли в своем интервью «Коммерсанту» заявил, что его страна сделала России предложение, касающееся продления действия Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). Он добавил, что декларацию о его продлении лучше подписать до февраля 2021 года, поскольку «после того, как Трамп будет переизбран, «плата за вход» будет повышена.
Реакция из Москвы, последовавшая на это заявление Биллингсли, была незамедлительной и выдержанной в духе советских заявлений «достойного отпора». Замминистра иностранных дел РФ Сергей Рябков охарактеризовал слова Биллингсли как «ультимативные приемы, которые уменьшают шансы заключения какой-либо договоренности». В Госдуме высказались еще жестче. Председатель комитета по образованию и науке нижней палаты Вячеслав Никонов назвал предложение Биллингсли «зашкаливающей наглостью», написав в своем Telegram: «Пусть таким тоном говорят со своими марионетками».
Эти заявления с российской стороны были сделаны на фоне выступления президента РФ, который двумя днями ранее на церемонии награждения создателя гиперзвуковых систем «Авангард» Герберта Ефремова в очередной раз высоко оценил достижения отечественного ВПК. По мнению президента, оно сравнимо с реализацией советского «ядерного проекта».
В связи с этим возникают вопросы, чем была вызвана столь негативная реакция российской стороны на американское предложение, касающееся продления договора СНВ-3: желанием выторговать более выгодные условия этой сделки, уверенностью в своем техническом превосходстве над США, готовностью ввязаться с ними в новую гонку ядерных вооружений или чем-то еще?
Эксперты, опрошенные обозревателем «Росбалта» выразили мнение, что договор о сокращении стратегических вооружений подписывать в принципе нужно, но предложение Биллингсли в нынешних условиях, скорее всего, не пройдет.
Владимир Дворкин, генерал-майор, доктор технических наук:«У нас сейчас главная задача - продлить Договор СНВ-3. Биллингсли сказал «Коммерсанту», что к переговорам надо привлечь китайцев, а также о том, чтобы в него вошли положения об ограничении не только стратегических, но и тактических зарядов. Все это крайне сложные и неразрешимые в ближайшее время задачи. Если Договор СНВ-3 будет продлен (не так важно на сколько, на три-пять лет или меньше), тогда найдут время хотя бы подойти к обсуждению следующего договора, если он, конечно, будет.
Американцы предлагают согласовать какую-то декларацию, которая будет условием продления СНВ-3. Вопрос в том, что это будет за декларация, пока что она рассматривается как запросная. Ее согласование может тянуться до президентских выборов в Штатах. Если Трамп их проиграет, то там будет совсем другой разговор. У демократов имеется больше опыта и больше специалистов по этому вопросу. Байден считает, что Договор СНВ-3 должен быть продлен. Декларация может содержать какие-то взаимные уступки, соглашения по ряду вопросов. Если Трамп останется на своем посту, то декларация вполне может быть достаточно легкой, с тем, чтобы затем можно было продлить договор.
Наш новый комплекс «Авангард» никаким образом не мешает таким переговорам. Он уже включен в состав стратегических вооружений, американцы его уже осматривали в рамках инспекций, которые проходили по Договору СНВ-3. Проект «Авангарда» разработан в 1980-х годах под руководством выдающегося конструктора Герберта Ефремова и был предназначен для преодоления плотных космических рубежей противоракетной обороны за счет пониженной траектории полета. Однако в обозримой перспективе такой ПРО не будет. А та, что существует и будет наращиваться, никакой угрозы для наших стратегических ракет не представляет, это доказано неоднократно.
«Авангард» - это свидетельство наших передовых технологических достижений, и Трамп лжет, когда говорит, что мы это у них украли. «Авангард», оснащенный неядерным боезарядом, может быть использован при необходимости в короткое время поразить высокоточным ударом какой-нибудь важный, сильно удаленный объект террористов. Однако в задачах взаимного ядерного сдерживания этот комплекс, как и другие новейшие типы вооружения, о которых периодически говорит президент Путин, реального вклада не имеют. Информация обо всем этом на внутреннем и международном уровне только способствует милитаризации сознания».
Павел Золотарев, руководитель научного направления исследований Института США и Канады РАН, генерал-майор в отставке:«Я думаю, что предположение о том, что наше руководство готово ввязаться в новую гонку ядерных вооружений, не имеет оснований. Не случайно с самого верха у нас звучали заявления, что мы стремимся избежать новой гонки вооружений. Выиграть ее не смог и Советский Союз, который, несомненно, был значительно сильней, чем нынешняя Россия. А научно и технологически мы с тех пор отстали от американцев еще больше, чем отставали раньше. Поэтому вопрос так стоять не может, и я полагаю, у наших политиков хватает здравомыслия подобным образом его не ставить.
Что касается нынешних предложений американской стороны по СНВ-3, то сама идея о том, что сначала должен быть какой-то рамочный договор, разумна. Американские и российские эксперты на неофициальном уровне пришли к мнению, что сегодня это был бы самый правильный вариант.
На экспертном уровне у нас с американцами также есть понимание, что было бы вполне нормальным привлечь к этим переговорам и Китай (другое дело, что реалистичность этого сейчас вызывает вопросы), и Великобританию, и Францию, с тем, чтобы они взяли на себя официальные обязательства не наращивать эти виды оружия.
На этом же уровне есть понимание и того, что рамочное соглашение (договор о намерениях) должно было бы включать в себя и все ядерные вооружения, включая и стратегические, и тактические (малой дальности). Это было бы реально и разумно».
Павел Фельгенгауэр, военный эксперт:«СНВ-3, подписанный в свое время Бараком Обамой и Дмитрием Медведевым, реально сегодня продлить на пять лет без ратификации в американском Сенате, которая сейчас была бы невозможной. Но для того, чтобы это сделать, в этом договоре нельзя ничего менять. Маршалл Биллингсли же предлагает внести туда разные изменения. Но этого делать нельзя, поскольку потребует новой ратификации СНВ-3 в Сенате (две трети голосов), что сейчас в принципе невозможно.
Другая проблема состоит в том, что американцы предлагают сейчас подписать декларацию. Но если Дональд Трамп проиграет в ноябре президентские выборы, то эта декларация не будет ничего значить, поскольку следующую администрацию она ничем не будет связывать. Кроме того, в Москве не хотят подписывать декларацию, которая затрагивает Китай, тем более без его разрешения. Российская сторона этого делать не желает, потому что это обидит Пекин.
Трампу такая совместная декларация с Путиным нужна перед выборами. Тем более что она носит необязательный характер. Нам эта декларация сейчас особо не нужна.
Тем не менее, продлить сам договор СНВ-3 в принципе желательно. И наши военные, и Пентагон хотели бы это сделать. Там есть система верификации, которая в целом работает.
Однако я полагаю, что до президентских выборов в США Россия ничего подписывать не будет».
Источник: Росбалт