Счастливая атомная подкова
#СМИ
В советские времена не было более любимой присказки, чем "лишь бы не было войны". Борьба за мир выливалась в соперничество с Америкой по части вооружений, и общество было готово к лишениям, дабы оставаться на равных с империалистами. В 1984 году поэт неоднозначной политической репутации Евтушенко получил Государственную премию СССР за поэму "Мама и нейтронная бомба": "Кто вчерашние жертвы забудет, может быть, завтрашней жертвой станет". Сегодня назидательность выглядит наивной - тогда строки заучивались наизусть. Кстати, нейтронную бомбу мы уговорили президента Картера не делать. Но Рейган "звездными войнами" нас запугал до икоты. Есть версия, что гонка вооружения разорила экономику и политически надломила СССР.
Сегодня антиядерные настроения отошли на второй план. Если раньше сердце замирало, когда по площади тянулись стратегические ракеты, то сейчас подобные ощущения испытываешь, когда тягачи подвозят к таунхаусу очередную порцию огнеупорного кирпича. Кстати, в Америке та же картина - больше говорят о потеплении климата, экономике и Ираке. В итоге незамеченным прошел 40-летний юбилей Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), который является базисом мировой политики, строго ограничивая военные ядерные программы и стимулируя развитие мирной атомной энергетики. Во всем подлунном мире к ДНЯО не присоединились лишь четыре крупные страны - Индия, Пакистан, Израиль, КНДР. Многие амбициозные страны, благодаря ДНЯО, прекратили военные разработки и отказываются от обогащения урана.
Но ДНЯО не Священное Писание и нуждается в корректировке - за 40 лет мир совершил гигантский технологический рывок, и доступ к делящимся материалам получили даже страны с нестабильным политическим устройством. Самое худшее - делящиеся материалы могут попасть в руки террористов. Но нью-йоркские конференции 2000 и 2005 годов по ДНЯО закончились полным провалом. Ситуация меж тем все острее - Иран, смеясь над санкциями, пугает мир центрифугами, полунищая Северная Корея обзавелась восемью ядерными зарядами, Сирия построила несанкционированный реактор, Израиль, скрываясь, как ростовщик, накопил уже 150 ядерных зарядов. Рынок вооружений растет как на дрожжах - 6-8% в год, и в центре многих аппетитов - ядерные установки. Эксперты едины: при современном развитии науки для террористов, укравших оружейный уран, изготовить если не атомную бомбу, то ядерное взрывное устройство трудности не составит. В 2010 году предстоит новая конференция по ДНЯО - чтобы печальный опыт не повторился, предложения надо загодя высказывать и оспаривать. И есть символика в том, что недавно в Риме в дни визита Буша, страстного любителя военных демаршей и невезучего следопыта по оружейным арсеналам, проведена конференция двух авторитетных организаций - Пагуошского движения ученых (лауреат Нобелевской премии мира 1995 года) и Люксембургского форума по предотвращению ядерной угрозы.
Хотел бы русский человек жить в мире, где нет атомной бомбы? Фрейд утверждал, что будущее и прошлое взаимно формируют друг друга. Сегодня страна вновь обретает силу и межконтинентальные ракеты на Красной площади уже не являются ностальгическим жестом, но становятся заявкой на возрождение мирового лидерства. И лично меня вполне устраивает, что по числу стратегических и тактических ракет США и Россия по-прежнему вровень, а по показателю "забрасывания веса" мы в полтора раза сильнее. Греет сердце и то, что высокообогащенного урана у нас настолько больше, что на нем сидит половина атомных станций США. К слову, американцы со всеми их Нобелевскими премиями преобразовывать оружейный уран в топливо так и не научились. Предложения Путина о создании международных центров по обогащению урана тем и вызваны, что Россия - явный фаворит в этом секторе высоких технологий.
Мир пропитан конкуренцией. Но конкурировать выгодно там, где ты силен. Эксперты говорят, что от ядерного оружия можно вовсе отказаться, потому что скоро будет разработано эффективное высокоточное оружие. Но обзаведется ли им Россия, которая по неразумию застопорила научный ход? Мы вынашиваем планы перейти на галоп на поле инвестиций и инноваций. Но пока идем иноходью, может быть, ядерный арсенал останется нашей счастливой подковой?
Сергей Лесков